12.12.2015

Учебные ресурсы

Создавая тест, мы постоянно ощущаем ответственность, которая лежит на нас, ведь решается дальнейшая судьба молодого человека, а следовательно проводимые педагогические измерения должны быть особо точными и выверенными. Тестирование - сложный инструмент педагогических измерений.  Тест, хотя и состоит из казалось бы отдельных тестовых вопросов, на самом деле представляет собой продуманную,  законченную систему, каждый элемент которой находится на строго определенном месте, имеет неповторимые в данном тесте параметры и задачи и работает  в совокупности всех элементов. Качество теста сводится к определению меры надежности вопросов и валидности результатов (профессор, д.п.н. Аванесов В.С.).

  • Надежность теста - насколько точно измеряет тест изучаемое явление ("помехоустойчивость" - А.Н. Майоров), повторяемость результатов.
     Проверкой надежности - служит экспертиза тестовых заданий,  претест.
  • Валидность теста -  что именно инструмент измеряет и насколько хорошо он это делает (соответствие полученных результатов цели теста).

Следует постоянно помнить, что у теста должна быть только одна  цель. Цель Общереспубликанского тестирования - выявить наиболее способных к дальнейшему обучению абитуриентов. Постановка, кроме этой, других целей делает тест невалидным, то есть не достигающим цели.

В последнее время мы нередко слышим пожелание совместить государственную аттестацию выпускников средних школ с Общереспубликанским тестированием. Хотелось бы отметить, что, по нашему мнению,   такое совмещение могло бы принести больше вреда, чем пользы. Это связано с несколькими причинами:

  • выпускной экзамен и вступительный экзамен имеют разные цели. Один из них призван проверить усвоение программы за курс средней школы, другой - проверить готовность к дальнейшему обучению. Тест, для того, чтобы быть успешным, должен иметь одну точно поставленную цель. Содержание и структура теста напрямую зависит от этой цели. Изменение цели ведет  за собой серьезные изменения в самом тесте;
  • в то время как  на выпускном экзамене проверяется степень усвоения школьного программного материала,  Общереспубликанский тест оценивает, кто может успешно продолжать учебу в высшем учебном заведении;
  • основу для вступительного экзамена составляет та часть материала, которая важна для дальнейшего обучения (но не выходит за рамки программы средней школы),  и он проверяет те умения и навыки, которые являются наиболее важными для  обучения в вузе
  • шкала Общереспубликанского тестирования (250 баллов) не сопоставима с пятибалльной школьной системой оценивания.

Тем не менее, мы считаем вполне возможным проведение выпускной аттестации методом тестирования, однако  это должен быть другой, специально для этой цели разработанный тест. 

Литература:

А. Анастази, С. Урбина "Психологическое тестирование",

Л. Крокер "Введение в классическую и современную тестовые модели",

Ronald K. Hambleton, Hariharan Swaminathan: Item Response Theory. Principles and Applications