21.01.2016

Рекомендации школьному учителю по подготовке учеников к предметному тесту по английскому языку

Комиссарова Л.А. к.ф.н, доцент кафедры иностранных языков КРСУ

Нагда Л.А. доцент кафедры иностранных языков КРСУ

Рекомендации школьному учителю по подготовке учеников к общереспубликанскому предметному тесту

по английскому языку.

Общереспубликанский тест представляет собой совокупность лексико-грамматических заданий и вопросов на понимание текстов, предназначенных для проверки знаний, практических умений и навыков по английскому языку выпускников, которые прошли полный курс общеобразовательной школы.

Тест состоит из 50 заданий. 40 заданий включают в себя лексико-грамматический материал, а 10 заданий базируются на материале двух текстов.

Программа общеобразовательной школы по английскому языку предусматривает развитие основных навыков и умений в овладении иностранным языком, включая перевод, чтение, разговорную речь, письмо и аудирование. Однако, по-прежнему в практике преподавания иностранного языка в школе преимущественное внимание уделяется чтению и переводу , а формы работы, направленные на развитие навыков говорения и аудирования почти полностью игнорируются. При чтении текста не уделяется должного внимания развитию у учеников навыков и умений работы с текстом, т.е. умению определять логическую последовательность предложений в тексте, обобщать и сопоставлять факты, находить причинно- следственные связи, выделять главное и второстепенное, а также делать выводы по поводу прочитанного.

Отличительной чертой общереспубликанского теста по английскому языку является то, что он проверяет не только фактическое знание грамматического или лексического материала, но и способность абитуриентов мыслить логически. Что подразумевается под логическим мышлением ? Во-первых, это умение видеть и устанавливать грамматические связи в предложении при некотором проценте незнакомой лексики (эффект догадки, основанный на наличии определенной базы). Например, в предложении «A country`s might ____ on its technological progress», где предлагается следующий выбор вариантов ответов: (A) depend; (B) depends; (C) to depend; (D) depending , правильным вариантом ответа является «В», т.к. исходя из структуры предложения «might» не является заученным модальным глаголом «may» в прошедшем времени, после которого употребляется инфинитив без частицы «to». В данном предложении слово «might» стоит после существительного в притяжательном падеже и поэтому является не чем иным, как существительным единственного числа, требующим после себя употребление глагола в форме 3-го лица, единственного числа. Во-вторых, это умение не только понять само содержание предложения , диалога или текста, но и сделать логический вывод. Например, в предложении «Where does Aisha probably live if these are the things she did today: (1)milked the cows; (2) fed the chickens; (3) watered the vegetables?». Предполагаемые варианты ответа : (A) in a block of flats; (B) on a farm; (C) at the University campus;(D) in a greenhouse.

Согласно логике, правильным вариантом ответа является вариант (B), так как эти действия характерны для деревенского жителя. В-третьих, умение учащихся использовать весь багаж знаний, полученных при изучении различных предметов в общеобразовательной школе, а также личный жизненный опыт при решении языковых задач.

При подготовке к общереспубликанскому тестированию выпускники общеобразовательных школ могут встретиться со следующими трудностями:

Непонимание формулировок заданий.
Понятно, что успех выполнения задания зависит от того, насколько правильно абитуриент понял инструкцию. В общереспубликанском тесте по английскому языку представлены различные задания и, соответственно, формулировки заданий тоже варьируются. Так, наиболее часто употребляемой формулировкой заданий является: “Which of the following variants must be used in the blank in the sentence above?” Остальные формулировки или инструкции являются вариантами вышеупомянутой. Например, “Which of the following variants is closest (opposite) in meaning to the underlined word in the sentence given above?” и т.д. Примеры других вариантов формулировок заданий можно найти в брошюре «Готовимся к общереспубликанскому тестированию» и в пособии для абитуриентов «Готовимся к общереспубликанскому тесту» (издательство “Printhouse”, Бишкек, 2005 г.).

Наличие незнакомых слов или слова в предложении.
Однако, это не должно ставить абитуриента в тупик. Для того, чтобы найти правильное решение задачи, необходимо научить ученика включать свое логическое мышление. В предложении “If Maria had caught a small fish, rather than an enormous one, her rod might not have snapped” нужно выбрать из вариантов ответа: А) tiny; B) extremely small;

C) extremely large; D big слово, наиболее близкое по значению подчеркнутому слову в предложении, т.е. “enormous”. Даже если абитуриент не знает значения слов “enormous”, “rod”, “snapped”, он может успешно справиться с этим заданием, если выделит знакомые слова “fish” и “small” и постарается представить и домыслить ситуацию, зная структуру “rather than”, которая синонимична союзу “but”. Тогда он может прийти к выводу, что слово “enormous” противоположно по значению слову “small”, а значит первые два варианта можно выбросить, и выбор остается сделать между оставшимися двумя вариантами (С) и (D), что значительно облегчает задачу абитуриента.

Незнание отдельных грамматических тем.
Наиболее распространенные ошибки связаны с незнанием трех основных форм неправильных глаголов, особенно таких, которые абитуриенты часто путают: lie – lay; rise – raise; find – found и т.д. Очень часто учащиеся не знают разницу между значениями слов “hard” в таких словосочетаниях, как “to work hard”; “a hard worker” и наречием “hardly”в таком предложении, как “Нe could hardly work”. Очень часто ошибки возникают из-за того, что абитуриенты не понимают разницу между условным предложением и предложением в косвенной речи при наличии союза “if”. Например: If the weather is fine we’ll go to the mountains. I wonder if the weather will be fine tomorrow.

Типичной ошибкой абитуриентов является употребление Present Perfect вместо Past Indefinite после слова “since” в таких предложениях, как “ I haven’t seen Mary since we left school.”

Следует обратить внимание выпускников на употребление таких модальных форм, как:

must have done

may(might) have done

can (could) have done

must be doing

may be doing

can be doing

и на разницу в значении слова “could”, и “was(were) able to” в таких примерах как: “He was good at maths and could solve any problem.” “The problem was very difficult, but he was able to solve it.”

Одной из особенностей общереспубликанского теста по английскому языку является то, что задания в нем часто представлены не только отдельными предложениями, но и диалогами, и мини-текстами. В этом случае абитуриентам необходимо самым внимательнейшим образом прочитать и понять само задание, потому что это может помочь им на йти правильный ответ. Дело в том, что с грамматической или лексической точки зрения, текст может быть правильным, но содержать логическое несоответствие, что и нужно будет обнаружить. Например: в мини-тексте I didn`t know the way to the railway station, so I stopped a man and said, «Exuse me, miss, A

B

can you tell me the way to the railway station ?». He said; «Sure. Take bus number 10. It

C

goes straight to the station. There is a bus stop over there».

D нужно обратить внимание не только на подчеркнутые фразы, но и на весь текст в целом, чтобы решить поставленную задачу: какой из подчеркнутых элементов в данном тексте противоречит логике? Таким элементом является вариант ответа «В», так как в тексте сказано, что человек, которого остановили, является мужчиной и поэтому к нему нельзя обращаться «miss».

Для успешного выполнения общереспубликанского теста следует также порекомендовать учащимся пользоваться фоновыми знаниями, что подразумевает наличие национальных культурных и моральных ценностей. Эти знания могут помочь в тех случаях, когда задание включает в себя часть очень известного высказывания или пословицы. Опираясь на предшествующий культурный опыт ( даже если абитуриент и не знает точно того или иного высказывания или пословицы), он успешно сможет решить языковую задачу. Например, может встретиться такое задание:

« Which is the best way to finish the sentence to produce the famous phrase?»

Adyl and Mars are always quarrelling. So they live like _____.

Варианты ответов : (A) cats and dogs; (B) cocks and turkeys; (C) wolves and foxes; (D) goats and sheep. Естественно, фоновые знания дадут подсказку; и правильным вариантом ответа будет вариант (A).

Последние 10 заданий общереспубликанского теста по английскому языку базируется на материале двух текстов и в основном направлены на их понимание и на умение делать логические умозаключения. Примерами заданий могут являться такие как « Which do you think the best title of the text above is» , « Which is the relation between the two first paragraphs?» и т.д.

Мы надеемся, что эти рекомендации помогут учителям в подготовке их выпускников к общереспубликанскому тестированию по английскому языку.

Авторы статьи постарались выделить наиболее важные по их мнению проблемы подготовки учащихся к общереспубликанскому тестированию, отдавая себе отчет в том, что это только часть проблем, с которыми приходится встречаться школьному преподавателю английского языка. Поэтому мы приглашаем всех к совместному обсуждению этих проблем на страницах журнала «Мектеп».

Всем желаем удачи !