28.10.2017

Рекомендации для преподавателей по подготовке школьников

Лантухова Н.В. преподаватель химии лицея № 28 г.Бишкек

Мухамедова И.П. к.б.н., доцент кафедры естественнонаучных дисциплин МВШМ МУК, г. Бишкек

Рекомендации для преподавателей по подготовке школьников к республиканскому тесту по химии:

В действующем Государственном образовательном стандарте школьного химического образования, 2005 обозначены его основные цели:

· формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучных знаний об окружающем мире и его законах;

· выработка понимания общественной потребности в развитии химии, формирование отношения к химии как возможной области собственной практической деятельности в будущем;

· привитие умений безопасного обращения с важнейшими веществами в повседневной жизни;

· воспитание ценностного отношения к природе, здоровью человека;

· развитие способностей критического осмысления полученной информации.

Сформулированные в стандарте цели способствуют формированию у школьников естественнонаучной грамотности. Термин «естественнонаучная грамотность» был введен в последнее десятилетие в результате проводимой ЮНЕСКО программы «Естественнонаучная и технологическая грамотность для всех».

Формирование естественнонаучной грамотности школьников выдвигает новые приоритеты в школьном образовании:

ориентация не на освоение большого объема знаний, а на формирование способности применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
умение работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию;
умение выдвигать гипотезы и проводить исследования их подтверждающие или опровергающие.
Целью Общереспубликанского теста по химии является выявление абитуриентов, способных к обучению в высших учебных заведениях республики на тех специальностях, где профилирующей дисциплиной является химия. Выпускник школы, претендующий на получение сертификата для поступления в вуз должен, усвоив обязательный минимум химических знаний, показать способность логично, гибко, последовательно, оперативно, творчески мыслить и применять имеющиеся знания в практической деятельности или в новых условиях.

Общереспубликанский тест по химии проводится в Кыргызстане с 2003 года. Разработка теста осуществляется Центром оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО), который является независимой тестовой службой.

Характеристика теста по химии. Тест по химии – это система из 40 заданий, в каждом из которых надо выбрать один правильный ответ (MCQ – вопросы с множественным выбором ответов). Задания располагаются в последовательности возрастающей сложности. На их решение отводится 80 минут. Абитуриенты обеспечиваются необходимым справочным материалом: ряд стандартных электродных потенциалов металлов, таблица растворимости, а также таблицей химических элементов (короткопериодная). Расчетные задачи составлены таким образом, чтобы абитуриент мог произвести простейшие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление) в уме, поэтому на тесте запрещается пользоваться калькуляторами и другой вычислительной техникой.

Тест составляется строго в соответствии с программой по химии для общеобразовательных школ и учебников по химии (8-11 класс) Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана.

Тест охватывает все крупные блоки химии:

Первоначальные химические понятия. Законы химии.
Химические реакции. Признаки. Условия протекания. Типы. Закономерности протекания химических реакций: скорость, тепловой эффект реакции. Влияние различных факторов на протекание химической реакции. Окислительно-восстановительные реакции.
Строение вещества (атомов, молекул).
Строение – свойства - применение индивидуальных органических и неорганических веществ.
Растворы. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена
Лабораторный эксперимент (основные приборы и методики для доказательства химических или физических свойств веществ, а также их получения).
Республиканский тест по химии позволяет качественно оценить знания, умения и навыки выпускников школ, разделить учащихся на «слабых» «сильных», а также выявить «сильнейших» среди «сильных».

Анализ результатов тестирования по химии 2003-2005 гг.

К сожалению, анализ результатов тестирования по химии показывает, что знания выпускников не соответствует требованиям стандарта и его целям. Уровень сформированности естественнонаучной грамотности у школьников низкий. Акцентируем Ваше внимание на следующие недостатки в подготовке школьников к Республиканскому тесту по химии, которые были выявлены в результате статистической обработки каждого задания теста:

Во-первых, слабые теоретические знания и умения, особенно по следующим темам:

Типы гибридизации электронных орбиталей, пространственная форма молекул и ее влияние на свойства веществ.
Определение валентности и степени окисления атомов в соединениях.
Взаимосвязи типа кристаллической решетки вещества с его физическими свойствами.
Реакции ионного обмена в растворах. Электролитическая диссоциация. Электропроводность растворов.
Окислительно-восстановительные реакции.
Кинетика. Химическое равновесие и способы его смещения.
Во–вторых, плохое владение химической терминологией.

В–третьих, неумение работать с текстовой информацией, особенно с информацией, предложенной в виде графиков, диаграмм, таблиц, рисунков.

Рекомендации

Что следует предпринять педагогам школ, как организовать работу, чтобы повысить эффективность учебного процесса и активизировать деятельность самого школьника, превратив его в активного субъекта собственного учения, подготовить к успешной сдаче теста для поступления в вуз?

В настоящее время предлагается большое количество различных образовательных технологий и инновационных методов, такие как: модульное обучение, развитие критического мышления, интегрированные уроки, разноуровневая дифференциация учащихся, ролевые и деловые игры, проектная деятельность и т.д.

Мы не ставим целью характеризовать или предлагать какую-либо из них – это право выбора педагога. Наша цель дать Вам несколько общих рекомендаций, которые мы надеемся, помогут в вашей практической деятельности.

Преподавание можно построить по следующим принципам:

1. Преподносить все основные теории химии как развивающиеся, а не как устоявшиеся доктрины. Все современные теории химии, такие как строение атома, строение молекул, электролитической диссоциации не являются законченными, а продолжают развиваться и дополняться по мере накопления новой информации. Поэтому Вы должны подчеркивать особенность химии как развивающейся науки и предоставлять принцип ее развития в связи с практическими потребностями человека и общества.

2. Объяснять химические явления и процессы, строение вещества только с позиции современной науки на доступном для учащихся уровне.

3. Для установления зависимости строение – свойства – применения, рекомендуем Вам использовать вещества, которые либо известны школьникам ( вода, кислород, соль, сахар и т.д.), либо широко используются в повседневной деятельности человека ( например: аспирин – сложный эфир, анилин – краситель, сода, уксусная кислота и т.д.), или оказывают существенное влияние на окружающую среду и организм человека и животных ( фенол, озон, оксиды серы и азота и т.д.).

4. Рекомендуем Вам особо обращать внимание школьников на те понятия, явления и процессы, которые связаны с интеграцией химии с другими смежными дисциплинами. Подчеркивать о наблюдающейся в последние десятилетия тенденции развития химии в сторону интеграции с другими науками, такими как: биологией (биохимия), физикой (физическая химия), геологией (геохимия), астрономией (космохимия ) и т.д. Приводить примеры на « стыке» наук, например, биологии и химии: влияние алкоголя на организм человека, влияние конформационных структур белка на его специфические свойства в организме человека, образование комплексов d-элементов с био-лигандами в организме и их биологическая роль, роль биогенных элементов в организме и т.д.

5. Усилить практическую направленность в обучении. Использовать в обучении как можно больше экспериментально-исследовательских, конструкторских задач, развивающих логические и комбинаторные способности. Предлагаем Вам использовать в обучении и задачи, решение которых подразумевает не только владение фактическим материалом, но и применение таких процедур мышления как анализ, синтез, умение перейти от абстрактного к конкретному и наоборот.

6. Предлагаем Вам обратить особое внимание на обучение школьников правильно и эффективно работать с информацией. В современный век бесконечного потока различной информации из громадного числа, подчас сомнительных источников, перед нами стоит задача научить школьников , а в дальнейшем и студентов находить необходимую информацию, пользуясь современными информационными ресурсами, критически ее оценивать и обрабатывать.

(А) Учащиеся должны научиться находить ошибки в полученной информации. Например: Приводится цитата из одного учебника по химии: « Электролиты состоят из положительно и отрицательно заряженных ионов. За счет подвижности ионов электролиты проводят электрический ток» и предлагается определить, какие ошибки допущены в данной информации.

(Б) Учащиеся должны извлекать данные из предложенной текстовой информации и представлять их в графической или табличной форме. Например: Изобразите график зависимости изменения массы твердого остатка при прокаливании карбоната кальция от времени прокаливания.

(В) Научить школьников выделять главное в информационном сообщении.

(Г) Научить школьников устанавливать логические связи между двумя информационными сообщениями. Например: Факт 1 При растворении нитрата аммония в воде происходит его распад до ионов. Факт 2. Температура раствора при этом понижается. Сопоставляя эти два факта, школьники должны самостоятельно прийти к выводу о том, что растворение является физико-химическим процессом.

Для того, чтобы Вам были понятны принципы составления тестовых заданий Республиканского теста по химии, приведем примеры тестовых заданий Республиканского теста в сравнении с тестовыми заданиями, предложенных на ЕГЭ России:

Республиканский тест по химии

Тест ЕГЭ России

1. Требование стандарта: Школьник должен уметь определять валентность и (или) степень окисления химических элементов в изученных неорганических и органических соединениях

 Задание:

2 моль атомов Y соединяется с 3 моль атомов кислорода. 3 моль атомов Х соединяется с 1 моль атомов Y. Какая из приведенных ниже формул является формулой соединения Х с кислородом?

(А) Х2О

(Б) ХО3

(В) ХО

(Г) ХО2

Задание:

В приведенном списке формул веществ: CaSO3, NaOH, MgO, P2O5, HNO3, CH4, число двухвалентных элементов равно:

(А) 5

(Б) 4

(В) 3

(Г) 2

 

Анализ: В предложенном задании проверяется способность школьников устанавливать логические связи между двумя информационными сообщениями, используя минимальные знания по химии (знание термина «моль»).

Анализ: В предложенном задании проверяется сразу два понятия: 1. Само понятие «валентность» и 2. Правила определения валентности по формуле.

Требование стандарта: Школьник должен уметь характеризовать химические свойства веществ изученных классов неорганических и органических веществ.

Задание:

 

Сгорание кусочка угля

Расплав соли

В лаборатории проводят эксперимент, как показано выше.

 Расплав какой соли был использован в этом опыте?

(А) Карбоната калия (K2CO3)

(Б) Сульфата калия (K2SO4)

(В) Нитрата калия (KNO3)

(Г) Хлорида калия (KCl)

Задание:

Выберите реакции (1-5), которые характеризуют химические свойства соляной кислоты:

  1. Взаимодействие СаСО3
  2. Взаимодействие с Zn
  3. Взаимодействие с AgNO3
  4. Взаимодействие с BaCl2
  5. Взаимодействие с Ca(OH)2

Анализ: В этом задании проверяется, помимо знаний о термическом разложении солей, умение работать с информацией, представленной в виде рисунка. Кроме того, для ответа на этот вопрос школьник должен вспомнить, что такое горение и в присутствии какого вещества происходит горение, а затем рассуждать, какая из приведенных ниже солей при термическом разложении может выделить это вещество.

Анализ: В этом задании проверяется преимущественно точечное знание химических свойств соляной кислоты. По нашему определению, такой вопрос относится к типу исключительно «знаниевых» вопросов и  фактически проверяет в основном память школьников.