08.02.2016

О тесте

Задачи теста

Приоритетной задачей тестирования является выявление той части абитуриентов, которая с наибольшей долей вероятности может успешно продолжать обучение в высшей школе. Очевидно: изменившаяся социально-экономическая ситуация в республике, развитие рыночных отношений, стали предъявлять совершенно новые требования к системе образования. Минобразования и команда Проекта «Общереспубликанское тестирование» провели множество бесед с предпринимателями, работодателями. Из этого общения следовал вывод: если система образования будет и дальше ориентироваться на подготовку специалистов, обладающих определенным объемом знаний, но не имеющих навыка их использования в повседневной практике, то печальная ситуация, существующая сегодня на рынке труда (кадровый дефицит при большом количестве специалистов) не изменится.

Таким образом, поставленные обществом задачи могли выполнить только тесты нового типа, направленные не на выявление объема фактологических знаний, а на исследование аналитических способностей тестируемых. Однако при этом следовало помнить о рамках школьных программ и существующих стандартах образования. Тест показал успешность в условиях нашей республики. Он оправдал себя в качестве измерителя, способного дать правильную оценку при отборе абитуриентов в высшую школу.

Определяя содержание теста, мы имели ввиду, что при решении задач и ответах на вопросы теста абитуриенты должны уметь применять накопленные знания в новых ситуациях. Они должны уметь определить и сформулировать задачу, установить достаточность и логичность имеющейся информации, выбрать стратегию и метод решения, выработать и при необходимости модифицировать процедуру действий, рассуждать в зависимости от ситуации, оценивать логичность и верность принятого решения. В тесте также проверяется концептуальное понимание тестируемым изученного материала. Это предполагает умение тестируемого оперировать отдельными понятиями, определять их содержание, соотносить понятия между собой, использовать модели, графики, рисунки, диаграммы, воспринимать и интерпретировать символы, знаки и термины.

Структура теста

Если говорить о структуре теста, то следует отметить, что отказ от тестов, целиком ориентированных на школьные предметы, был во многом обусловлен противоречием, существующим сегодня в кыргызстанском образовании. Оно заключается в том, что, с одной стороны, необходимо измерить одним измерительным инструментом, одной «линейкой» абитуриентов, принимающих участие в Общереспубликанском тестировании, по всей стране - с другой, совершенно очевидно, что уровень преподавания в разных уголках страны остается очень неоднородным. Это обстоятельство объясняется нехваткой высококвалифицированных учителей в основном в сельской местности; отсутствием или нехваткой во многих школах учебной литературы и материалов; неравным доступом учащихся к техническим средствам и средствам массовой информации и др. Очевидно, что в этом случае абитуриенты, претендующие на дальнейшее обучение в вузе, находятся в разных стартовых условиях, если говорить о знаниях и умениях, полученных в результате обучения школьным предметам в различных регионах страны. При неравных исходных условиях жизни и обучения стояла задача обеспечить равный доступ к высшему образованию городских и сельских детей. Это и было серьезным аргументов в пользу избранной структуры основного теста (т. е., теста, сдаваемого всеми абитуриентами).

Таким образом, кыргызстанский Общереспубликанский тест выполнен в формате вопросов с множественными вариантами ответов, только один из которых является верным. Он состоит из трех частей: математической, словесно-логической и практической грамматики родного языка. При этом тесты предлагаются абитуриентам на трех языках по выбору: кыргызском, русском и узбекском в зависимости от того, на каком языке тестируемый может наиболее успешно проявить себя.