18.12.2017

Почему результаты ОРТ НЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ для оценки качества работы школы.

  • ОРТ показывает не уровень подготовленности выпускника по школьной программе, а его индивидуальные способности и умения, которые потребуются при обучении в вузе.
  • При использовании результатов теста как основного показателя эффективности школ, упускаются из виду другие факторы, влияющие на результативность школы (социально-экономическая среда, уровень финансирования, физическая инфраструктура и т.д.).
  • Оценка конечного результата работы школы не учитывает разницу в изначальном уровне учеников, хотя их стартовый уровень влияет на результаты тестов.
  • Зачастую успехи в ОРТ зависят не от школы, а от того, сколько внимания родители обращали или имели возможность обращать на дополнительную подготовку выпускника (репетиторы, курсы, дополнительные книги, пособия и др.).
  • Для того чтобы повысить рейтинг школы, учителя могут начать «учить для теста», уделяя недостаточно внимания предметам и темам, не входящим в программу теста.
  • Концентрируя внимание на результатах тестирования, можно забыть о других важных показателях (психологическое состояние, уверенность ребенка в своих силах и т.п.).
  • Концентрация внимания на результате школы, может значительно снизить статус учителя школы, не находящейся в топе школ, показавших высокие баллы, что может повлечь за собой негативные социальные и психологические последствия. 
  • Может возникнуть своего рода неравенство между школами, показавшими хорошие и не очень хорошие результаты. В школах с более низкими показателями это может плохо отразиться на моральном состоянии учеников и их стремлении учиться.
  • Если по результатам теста будут судить о работе школы в целом, школа будет стремиться уделять больше внимания «средним» ученикам, что отразится на работе с «сильными» или, наоборот, отстающими ребятами, на которых не возлагают больших надежд.
  • Директора школ, не имеющих высокого рейтинга в ОРТ, могут подвергаться давлению без учета реальных причин низких результатов абитуриентов.
  • Для того, чтобы повысить рейтинг школы по результатам ОРТ, учителя будут стараться не регистрировать на тест слабых, на их взгляд, учащихся, лишая их равного доступа к высшему образованию
  • Школы, в которых учатся дети с высоким социально-экономическим статусом, всегда имеют более высокие результаты, чем школы с учащимися, имеющими более низкий социально-экономический статус (результаты исследования международных исследований PISA).
  • Стремление судить о школе по результатам ОРТ не учитывает культурный уровень семьи и социальные условия. В семьях, где родители имеют высшее образование (особенно мать), результаты выше, чем в неполных семьях или семьях, где родители не имеют высшего образования.
  • Учащиеся, которые сменили школу (внутренняя миграция) или язык обучения, имеют более низкие результаты, чем те, кто учился в одной и той же школе.
  • В мире не используются результаты вступительных тестов для оценки школ или учителей. Это индивидуальная оценка самого поступающего.