23.11.2018

НООДУ-2017, 4 класс.Выводы по умениями, показанным учащимися по чтению и пониманию, математике и родиноведению

Выводы по умениям, показанным учащимся по чтению и пониманию

  • Результаты четвероклассников по чтению и пониманию текста оказались самыми высокими за все 4 цикла исследования НООДУ. Заметно уменьшился по сравнению с предыдущим циклом (2014 годом) процент учащихся, не достигших базового уровня (на 5.5%), вырос процент учащихся на уровне выше базового и высоком.
  • Обеспечение школ новыми учебниками по чтению сказалось на результатах четвероклассников. Именно по чтению и пониманию текста в 2017 году четвероклассники показали самые высокие результаты. Учебник по чтению для 4 класса Озмитель Е.Е. и Власовой И.В. является продолжением целой серии учебных материалов этих же авторов для 2-4 классов. Нынешние четвероклассники работали с этими учебниками, начиная со 2 класса. Кроме книги для чтения, в которой содержатся не только тексты для чтения, задания к ним, но и соответствующий возрастным особенностям детей литературоведческий материал, в комплекс входит рабочая тетрадь с заданиями для самостоятельной работы учащихся. Есть в комплексе и методическое пособие для учителя, которое содержит подробные рекомендации о том, как работать с каждым литературным текстом, как при этом использовать интерактивные методики. Учебник включает много самостоятельных творческих заданий.
  • Учащиеся показали более высокие результаты в чтении для литературного образования. Чтение для получения информации вызывает у них большие затруднения. Однако ни с одной из задач чтения учащиеся, закончившие начальную школу, не справились на достаточном уровне.
  • Наиболее сложными для учащихся были задания открытого типа с конструируемым ответом. Процент пропуска таких заданий самый высокий. Задания с выбором ответа учащиеся выполняли более успешно. По сравнению с 2014 годом учащиеся лучше справлялись как с заданиями с закрытым ответом, так и с заданиями с открытым ответом, кроме того, четвероклассники реже пропускали задания, не сделав попытки их выполнения
  • Из четырёх аспектов чтения более успешно учащиеся справились с аспектом Интерпретация текста, наибольшие затруднения связаны с аспектом Связь между читателем и текстом.
  • Наиболее развитыми умениями являются: умение объяснять поступки и слова героя информацией текста, умение систематизировать полученную информацию, а также умение определить главную мысль/тему текста. Два из трёх наиболее развитых умений относятся к аспекту Интерпретация текста.
  • Менее всего развиты умения приводить доказательство, извлечь поучительный смысл из текста и умение определить, какую информацию можно/нельзя получить из данного текста.
  • Несмотря на общую положительную динамику результатов теста по чтению и пониманию, по некоторым умениям учащиеся показали более низкие результаты, чем в 2014 году: умение определить значение слова или выражения в зависимости от контекста; умение находить нужную информацию в тексте; умение работать над названием текста; умение определить главные черты характера героя; умение определить, какую информацию можно/нельзя получить из текста.
  • Несмотря на то, что умения четвероклассников развиты в разной степени, трудно выделить те, которые развиты в достаточной степени. Задания по чтению и пониманию все еще вызывают серьёзные трудности у четвероклассников, каких бы умений они ни требовали.

 

 

 

Выводы по умениям, показанным учащимся по математике

  • В целом в 2017 году результаты четвероклассников по математике по сравнению с результатами 2014 года несколько улучшились. Это выразилось в том, что немного увеличился процент учащихся, достигших базового уровня.
  • Наиболее сложными для учащихся были задания с развернутым конструируемым ответом, в которых требовалось не только записать ответ в тетради, но и дать необходимые пояснения.
  • Из трех аспектов математики более успешно учащиеся демонстрировали процедурные знания. По отношению к этому аспекту результаты практически не отличаются от результатов исследований предыдущих лет. Но и в этом аспекте большинство учащихся не достигли базового уровня.

Концептуальное понимание продемонстрировали около трети учащихся, что свидетельствует о том, что понимание концептов математики является слабым местом в начальном образовании.

Самым проблемным местом является решение задач.

  • Из шести разделов (содержательных линий) математики лучше всего учащиеся справились с заданиями из раздела «Элементы алгебры». Но и с заданиями этого раздела справились меньше половины школьников.

Хуже всего четвероклассникам удается решение заданий из раздела «Элементы геометрии». По сравнению с результатами исследования 2014 года результаты по этому разделу существенно ухудшились.

  • Из всех предметных умений наиболее развиты умение применять соотношение между элементами арифметических действий для решения простейших уравнений и умение выполнять сложение, вычитание с любыми многозначными числами в пределах миллиона.

Менее всего развиты умение применять свойства арифметических действий для рационалазации вычислений, умение выполнять преобразование и построение геометрических фигур, а также умение решать простые задачи, используя правила нахождения периметра треугольника, периметра и площади прямоугольника, квадрата.

  • Ни одно из умений, относящихся к содержательным линиям и аспектам математики, не развито в достаточной степени.

 

Выводы по умениям, показанным учащимся по родиноведению (основам естественных наук)

  • В целом в 2017 году результаты четвероклассников по родиноведению по сравнению с результатами 2014 года улучшились. Это выразилось в том, что немного увеличился процент учащихся, достигших базового уровня.
  • Из предложенных трёх типов заданий, лучше всего учащиеся справились с заданиями закрытого типа, а наиболее трудными оказались задания с кратким конструируемым ответом. Что касается заданий с развернутым конструируемым ответом, то по трудности выполнения они оказались на втором месте, а в сравнении с результатами 2014 процент их выполнения вырос.
  • Из трёх аспектов родиноведения лучше всего учащиеся справились с заданиями на концептуальное понимание. Далее по сложности следуют задания на практическое рассуждение. А наиболее сложными оказались вопросы, связанные с научным исследованием. Если качество выполнения заданий на практическое рассуждение в сравнении с 2014 годом улучшилось, то процент правильных ответов на задания научно-исследовательского характера значительно снизился.
  • Из трёх направлений исследования: живая природа, физический мир и земля и космос лучше всего учащиеся справились с заданиями направления живая природа. На втором месте по успешности выполнения задания раздела земля и космос. И самые низкие результаты показаны по разделу физический мир. По этому же направлению значительно снизился процент выполнения заданий по сравнению с исследованием 2014 года.
  • По программе, действующей в Кыргызской республике, требуется на уроках родиноведения проводить практические и лабораторные работы. Но исследование выявило, что для учащихся сложнее всего были задания, которые требовали практических навыков проведения экспериментов. Из этого следует, что учителя по-прежнему не уделяют достаточного внимания экспериментальной части курса.
  • Лучше всего учащиеся справились с заданиями об основных органах человека и их функциях и показали относительно неплохой результат по умению применять знания о солнце, солнечной системе и звёздах.
  • Менее всего развиты умения посредством простейших опытов определять некоторые свойства воды и воздуха и применять знания о функциях органов в решении конкретных задач.
  • Результаты исследования показали, что четвероклассники лучше выполняют задания, в которых необходимо вспомнить и воспроизвести полученные знания, чем задания, в которых нужно проанализировать информацию, установить причинно-следственные связи и сделать вывод, а также применить знания в новых условиях и для решения конкретных задач.