29.01.2019

НООДУ-2017, 4 класс. Выводы, полученные в результате регрессионного анализа, призванного установить причинно-следственные связи между успехами учащихся и условиями, в которых они живут и учатся

Ниже приведены выводы, имеющие статистическую значимость.

 

  • При увеличении индекса «Дошкольное образование» на единицу результат по чтению и пониманию текста увеличивается в среднем на 26.2 балла, по математике на 21.6 балла, по родиноведению на 14.2 балла. При этом количество лет, проведенных в детском саду также имеет большое значение. При посещении детского сада на протяжении 2 лет и более результаты учащихся значительно выше, чем у их сверстников, не посещавших детский сад или посещавших детсад небольшое количество времени. Посещение детского сада детьми является значимым положительным фактором в дальнейшем школьном образовании.

 

  • Благосостояние отдельной семьи в целом по стране не является фактором, который оказывает большое влияние на систему образования страны, однако объединение учащихся в школы по уровню благосостояния семьи имеет значение для успехов в обучении в масштабе страны. При этом в более выгодном положении оказываются учащиеся школ, где в основном собраны школьники с высоким уровнем благосостояния семьи, и наоборот, учащихся, обучающихся в школе, где собраны школьники с низким уровнем благосостояния семьи, будут иметь и более низкие результаты обучения. Это является нежелательным фактором, так как приводит к неравенству в обучении.

 

  • Для двух областей - Иссык-Кульской и Ошской - индекс благосостояния семьи является влияющим фактором. Для этих двух областей при увеличении индекса благосостояния  на единицу, успехи учащихся могут вырасти на 28.8 балла.

 

  • Группы детей, чьи оба родителя находятся на заработках вдали от дома имеют существенно более низкие баллы, чем те, у кого дома есть ходя бы один из родителей и тем более оба родителя. И, конечно, этот индекс влияет на успехи в школьном образовании таких детей. Не столь большое влияние в целом на образование в стране этот индекс имеет лишь потому, что в масштабе республики, сравнительно небольшой процент родителей оставляют своих детей на родственников и отправляются на заработки. Образование таких детей существенно хуже, чем тех, чьи родители находят работу дома.

 

  • Внимание родителей к школьным делам детей является влияющим фактором и прибавляет в среднем 22 балла в чтении и понимании текста по сравнению с учащимися, родители которых не интересуются школьными делами детей.

 

  • «Участие родителей в образовании» прибавляет меньше баллов (12.4), чем» «Обсуждение школьных дел» (22.0). Тем не менее, учащиеся, чьи родители участвуют в образовании детей, имеют более высокие результаты в грамотности чтения в масштабе страны.

 

  • Оснащенность школ заметно не влияет успехи в освоении математики, чтения и родиноведения. Причиной малого влияния оснащения школ могут являться следующие факторы: во-первых, начальные школы оснащены примерно одинаково, во-вторых, в начальной школе даже имеющееся оборудование используется в малой степени. Основным оснащением, применяемым на уроках чтения, математики и родиноведения остается учебник школьная доска и иногда таблицы.

 

  • Можно сказать, что методы обучения не влияют на успехи учащихся по чтению и пониманию, математике и родиноведению. Судя по ответам, большинство учителей начальных классов чаще всего (90.6%) используют на уроках чтение вслух, обсуждение 93.1%, пересказ 78.6%, высказывание учеником своего мнения 89% и своей точки зрения 80%. Другие методы используются фрагментарно, отдельными преподавателями. Ответы учащихся подтверждают, что самыми распространенными методами являются заучивание, чтение учебника, пересказ.

 

Среди факторов, влияющих на результаты учащихся, можно также выделить несколько наиболее важных:

  • Неравенство образования: результаты учащихся зависят от места, где проживает ребенок, и на каком языке он обучается. Самые высокие результаты получены в столице, самые низкие - в сельской местности, результаты школьников малого города занимают промежуточное положение. В школах с русским языком обучения результаты выше, чем в школах с кыргызским и узбекским языками обучения.
  • Обеспеченность школ учительскими кадрами: неполная укомплектованность школ учительскими кадрами, наличие высокого процента учителей с несоответствующей квалификацией и недостаточным профессиональным уровнем.
  • Отсутствие единых требований в обучении школьным дисциплинам: отсутствие стандартов и программ (курикулумов), соответствующих современным требованиям. Невыполнение существующих государственных стандартов в связи с необеспеченностью их необходимыми учебниками, учебными комплексами и другими необходимыми для преподавания и обучения учебными материалами на кыргызском, русском и узбекском языках.
  • Перегруженность учителей, невозможность в этой связи повышать свою квалификацию
  • Отсутствие квалификационной характеристики учителя младших классов, четких требований к его подготовке
  • Недостаток и разнородность учебников, острый дефицит качественных учебников и учебных комплексов нового поколения на кыргызском, русском и узбекском языках.
  • Затрудненный доступ учителей к современным методическим источникам и к другим источникам профессионального совершенствования.
  • Ограниченный доступ учащихся к информационным ресурсам, особенно в сельской местности, и для детей, обучающихся на кыргызском и узбекском языках. Информационный голод, связанный с острым недостатком современной и соответствующей возрасту литературы (художественной, справочной, научно-познавательной, Интернет ресурсов и др.).
  • Недостаточное и ненадлежащее использование учителями начальной школы эффективных стратегий обучения.