14.12.2018

НООДУ-2017, 4 класс. Выводы по анкетам для учителей начальной школы

  • Учителя начальной школы – это чаще всего женщины, которым нравится работать с детьми (97.2%) и которые профессию учителя считают своим призванием (94.0%). Но в то же время около половины учителей младших классов (50.4% учителей не согласились с этим утверждением) отметили в своих анкетах, что там, где они живут, трудно найти другую работу.
  • Самый большой процент учителей, которые выбрали свою профессию из-за отсутствия другой работы, отмечается в Ошской (54.0% учителей полностью или частично согласны с этим утверждением), Баткенской (51.0%) и Джалал-Абадской (46.8%) областях. В тех же самых областях, по результатам тестирования четвероклассников, отмечается самый высокий по стране уровень неуспевающих учащихся.
  • Почти все учителя младших классов (94.5%) имеют высшее педагогическое или среднее специальное педагогическое образование и стаж работы свыше 3 лет (92.2%). Процент учителей с педагогическим стажем меньше 3 лет в целом по стране вырос на 2.3% по сравнению с исследованием 2014 года. Больше всего молодых учителей пришло в школы с кыргызским языком обучения. В 2017 году их стало 9.5%. 7.2% таких учителей пришло в школы с русским языком обучения. Меньше всего молодых учителей работает в школах с узбекским языком обучения (3.8%), и там совсем нет учителей, проработавших в начальной школе меньше 4 лет.
  • Больше половины (68.5%) учителей, принимавших участие в исследовании, обучают только один класс в начальной школе. Учебная нагрузка остальных значительно выше: почти треть учителей ведут 2 начальных класса, а некоторые ещё и уроки в средней школе. При такой нагрузке у учителей нет достаточно времени ни на подготовку к урокам, ни на дополнительные занятия с отстающими учениками, ни на самообразование.
  • Учителя младших классов чаще всего отмечали в анкетах, что могут повышать свою квалификацию на курсах, когда они полностью освобождены от работы в школе (91.3%). А вот заниматься повышением квалификации в рабочее время им заметно труднее: 81.8% могут это делать на предметной секции в школе и только 74.3% могут повышать свою квалификацию самостоятельно.
  • Анализ анкет показал, что по сравнению с 2014 годом школы значительно пополнились методической литературой для учителей. В 2014 году каждой пятой школе отсутствовала методическая литература, в 2017 году 92.0% учителей отметили, что такая литература в школе есть. На вопрос, пользуетесь ли Вы методической литературой для подготовки к урокам, почти все учителя ответили положительно. Но то же время 56.6% отметили, что им трудно найти нужную методическую литературу. Больше всего трудностей методического характера учителя испытывают при подготовке к урокам математики, меньше всего – к урокам чтения. Результаты тестирования четвероклассников показали, что как раз с математикой у учащихся существуют серьёзные проблемы.
  • Отвечая на вопросы, касающиеся методики преподавания чтения, учителя отмечали в анкетах, что часто пользуются приёмами, направленными на запоминание и заучивание наизусть. Утверждения, что на уроках часто происходит обсуждение изучаемого произведения и высказывание учениками собственного мнения не нашли подтверждения в результатах тестирования учащихся. Четвероклассники хуже всего отвечали именно на вопросы, где надо было записать вывод, привести доказательство, сделать обобщение и т.п., то есть то, без чего не бывает ни обсуждения, ни высказывания собственного мнения.
  • Те же техники запоминания и заучивания применяются чаще всего и на уроках родиноведения. Ученики чаще всего (в 95.6% случаев) отвечают на вопросы учителя и гораздо реже могут задавать вопросы учителю или друг другу. Учителя отметили, что лишь иногда проводят экскурсии (83.9%), редко проводят на уроках опыты (81.9%) и почти не предлагают ученикам работать над проектами (часто это делают 15.4%). Учителя не используют на уроках родиноведения не только интернет и компьютерные обучающие программы, но и обычные физические приборы (не используют 32.0%), и даже препараты и муляжи (не используют 59.1%).
  • На уроках математики также в основном практикуются ответы учеников на вопросы учителя (94.3%), заучивание правил наизусть (78.2%), а также решение типовых задач. Задания, требующие рассуждений, например, умения поставить другой вопрос к имеющимся данным, найти другой способ решения задачи или решения задач с избытком или недостатком данных, даются на уроках гораздо реже или не даются никогда (см. в Приложении 5 ответы учителей на вопросы анкеты на сайте www.testing.kg).
  • Ответы на вопрос о текущем оценивании показали, что учителя считают главной целью оценивания стимулирование учеников регулярно готовить уроки (88.8%). Ответ «чтобы учитель знал, как строить свою стратегию и тактику обучения» отметили только 73.5% учителей. Большое количество плохих оценок в классе также, по мнению учителей, в первую очередь должно стать сигналом для учащихся, чтобы они лучше готовились к урокам (отметили 86.7% учителей), затем для родителей, которые должны усилить контроль над своими детьми (82.5%). И в последнюю очередь – для учителя, который должен сделать вывод о том, что его преподавание следует пересмотреть (70.3%). При выставлении оценки за ответ (работу) ученика учителя часто сравнивают его успехи с существующими нормами оценивания или с ответами других учащихся. Но достаточно часто (в 70.8% случаев) учителя отмечали в анкетах, что сравнивают успехи ученика на данном уроке с его успехами на предыдущих уроках, тем самым помогая ему сознательно повышать свой образовательный уровень.
  • Анализ анкет показал, что по сравнению с 2014 годом школы значительно пополнились методической литературой для учителей. В 2014 году в каждой пятой школе отсутствовала методическая литература, в 2017 году 92.0% учителей отметили, что такая литература в школе есть.
  • Заметно улучшилась и ситуация с обеспеченностью учеников учебниками. На вопрос: «Сколько Ваших учеников пользуется одним учебником?» в 2017 году 84.4% учителей в целом по стране ответили, что у каждого ученика есть свой учебник по чтению (против 56.1% в 2014 году), 7.1% ответили, что одним учебником используются двое учеников (против 15.8% в 2014 году) и 6.5% отметили, что одним учебником вынуждены пользоваться 3 и более учеников (против 25.7% в 2014 году).
  • Учителя отмечали в школьных библиотеках недостаток научно-популярной и справочной литературы для младших школьников, хотя по сравнению с 2014 годом, такой литературы в школьных библиотеках стало больше. По-прежнему меньше всего научно-популярной литературы на кыргызском языке, но в 2017 году уже 48.4% учителей отметили, что такая литература есть, против 33.1% в 2014 году. В школах с узбекским языком обучения в 2017 году наличие научно-популярной литературы отметили 69.2% учителей против 53.1% в 2014 году. И 67.6% учителей школ с русским языком обучения отметили наличие книг в школьной библиотеке против 64.3% в 2014 году. Но недостаток литературы в школьной библиотеке по-прежнему отражается на уровне образовательных достижений учащихся.
  • На вопрос: «Сколько Ваших учеников живут не с родителями, а находятся (временно или постоянно) на попечении родственников?». Только 23% учителей ответили, что таких детей у них в классе нет. Большинство учителей (55.9%) отметили, что в их классах по 1-3 таких учащихся. Ещё 11.9% отметили, что у них в каждом классе таких учащихся 4-6 человек, 8.5% отметили, что у них более 6 таких учащихся в каждом классе.

Это положение, безусловно, имеет огромное влияние на образовательные достижения четвероклассников.