08.01.2019

НООДУ-2017, 4 класс. Выводы по анкетам для учащихся 4 классов

Выводы по анкетам для учащихся 4 классов

  • Процент учащихся, не посещавших детский сад с 2014 года по 2017 год снизился с 70% до 56.5%. Более одного года детский сад посещали 31.1% учащихся, что на 6.7% больше, чем в 2014 году. Как показывают исследования, дети, посещавшие детский сад более одного года имеют более высокие учебные достижения.
  • Наиболее серьезное влияние на воспитание и образовательные достижения младших школьников имеет семья. В 2017 году больший процент учеников отметили в своих анкетах, что ни один из родителей не работают в настоящее время в другом городе или стране, однако, как и в 2014 году более 10% учащихся живут без родителей с другими родственниками.
  • Уровень благосостояния семьи является фактором, существенно влияющим на результаты образования детей. По сравнению с 2014 годом в основном росло материальное благосостояние семей, что касается нужд самого ребенка, в том числе и учебных, такой рост либо отсутствует, либо не столь заметен.
  • Приобщение четвероклассников к компьютерным технологиям в условиях семьи не происходит. Процент домашних компьютеров остался на прежнем уровне. Больший чем ранее процент учащихся никогда не пользуется компьютером для поиска в Интернете нужной для учебы информации, не общается с друзьями в социальных сетях, не играет в компьютерные игры.
  • Большое значение в жизни и в учебе младших школьников имеет интерес к ним со стороны родителей и близких. Ответы свидетельствуют о том, что в семье стали меньше внимания уделять детям: меньше разговаривать с ними, заниматься общими делами, помогать в учебных проблемах, обсуждать книги или фильмы, контролировать выполнение домашних заданий.
  • Беглость чтения учащихся существенно влияет на понимание прочитанного, позволяя концентрировать внимание на смысле прочитанного, а не на значении каждого отдельного слова. Анкетирование показало, что в целом по стране в 2017 году больший процент детей умел читать до поступления в школу (63.5% вместо 58.8%, показанных в 2014 году).
  • Больший, чем в 2014 году процент четвероклассников назвал чтение одним из любимых занятий (85.7%) и меньший процент четвероклассников отметил, что испытывает трудности при чтении. Увеличился процент учащихся, читающих не по заданию учителя, а для собственного удовольствия. В то же время процент учащихся, читающих литературу разных жанров падает, как падает и сама частота чтения.
  • Результаты анкетирования показали также. Что четвероклассники чаще читают художественные тексты (рассказы, сказки), чем научно-познавательные книги и журналы (их труднее найти в школьной библиотеке). По результатам тестирования, они лучше справляются с чтением и пониманием литературных текстов, чем информационных.
    • Результаты анкетирования показали, что каждый четвёртый ученик многое не понимает, когда читает; ему трудно читать дольше, чем несколько минут; каждый третий в четвёртом классе все ещё читает медленно; менее, чем половину четвероклассников учителя хвалят за то, что они хорошо читают; а для пятерых четвероклассников из сорока учеников (примерно столько учеников в среднем бывает классе) урок чтения является самым трудным. И не удивительно, что 19.1% учащихся (8 учеников из 40 в каждом классе) отметили, что им скучно на уроках чтения. Результаты тестирования полностью соответствуют этим ответам на вопросы анкеты.
    • Учащиеся отмечали в своих анкетах, что на уроках родиноведения не всем из них (60.0%) понятно все, что там изучают. Большинство хочет узнать больше о том, что изучают на уроках, ищут самостоятельно дополнительную литературу. Но половина учащихся отмечает, что на уроках учитель редко показывает опыты или просит их провести самих учеников, редко предлагает пойти на экскурсию, чтобы наблюдать какие-то явления, редко рекомендует дополнительную литературу. Чаще четвероклассники читают и пересказывают параграф учебника (далеко не у всех есть индивидуальный учебник дома), отвечают на вопросы после параграфа и выполняют задания в тетради. То же самое, согласно ответам четвероклассников, задают на дом. Это слабо мотивирует их изучать естествознание и не стимулирует достигать в этом высоких результатов.
    • Отвечая на вопросы, касающиеся обучения математике, немногим больше половины учащихся смогли сказать, что они не боятся решать задачи у доски, что на уроках часто учитель просит заучивать наизусть правила. Разбирать вместе с учителем решение задачи, строить фигуры, самостоятельно придумывать задачи и примеры учитель просит учеников заметно реже. Известно, что такой подход к обучению недостаточно мотивирует учащихся к изучению предмета.
    • Отвечая на вопросы о безопасности и комфортности обстановки в школе, большинство учащихся (79.0%) в своих анкетах отметило, что они с удовольствием ходят в школу, там у них много друзей. Но в то же время почти 55.9% отметили, что их обижают одноклассники и ребята из старших классов.