05.12.2018

НООДУ-2017, 4 класс. Выводы по анкетам для администрации школ.

Анкетирование администраторов школ дает возможность увидеть, как структура и организация школы, обеспеченность ее педагогическими кадрами и материальными ресурсами влияют на уровень образовательных достижений учащихся; с тем, чтобы иметь более полное представление о том, что могло стать дополнительными факторами влияния на результаты тестирования учащихся. Анкета для администрации школы содержала 4 раздела и состояла из 30 вопросов. Она заполнялась директором школы или его заместителем. Первый раздел анкеты для администрации содержал вопросы, касающиеся самого администратора, его возраста и стажа работы, его базового образования и возможности повышать свою квалификацию. Второй раздел касался структуры и организации школы, ее типа, наполняемости школы в 4-х классах. Третий раздел содержал вопросы о педагогических кадрах школы, о наличии вакантных мест преподавателей, о фактах работы преподавателей не по профилю образования, указанному в дипломе, о возможностях для преподавателей повышать свой образовательный уровень. В четвертом разделе были вопросы о материальных ресурсах школы.

Личность администратора

  • На вопросы анкеты для администраторов школ ответили 38.4% директоров и 61.6% завучей школ.
  • Администраторами школ (директорами и завучами) в подавляющем большинстве работают женщины. В Бишкеке, а также в школах – участницах НООДУ с русским языком обучения почти все администраторы – женщины. Мужчин-администраторов больше в сельских школах с кыргызским и узбекским языками обучения. В школах с узбекским языком обучения процент администраторов-мужчин с 2014 года сократился вдвое.
  • В подавляющем большинстве в школьной администрации работают люди с высшим педагогическим образованием, единицы администраторов со средним, средним специальным и незаконченным высшим образованием работают в Бишкеке и областных центрах и малых городах.
  • Также, как и в прошлом цикле НООДУ, 30% администраторов по стране работает недавно от 1 до 3 лет. Больше всего таких администраторов работает в Бишкеке и областных центрах и малых городах. Опытных администраторов больше в школах с русским языком обучения, а в школах с узбекским языком обучения – самый высокий процент недавно работающих администраторов школ. Администраторы отмечают, что имеют возможность регулярно повышать свою квалификацию.

Структура и организация школы, педагогические кадры

  • В НООДУ 2017, как и в прошлом цикле исследования, приняли участие 81% общеобразовательных школ, 11.8% гимназий, 2% лицеев, 05% интернатов, 2.5% УВК. Все они являются государственными образовательными учреждениями.
  • Школы Кыргызстана испытывают очень серьезную нехватку учителей начальных классов. Процент школ, в которых не хватает 1-2 учителя вырос с 2014 года с 47.5% до 70%(!). В 10.4% школ не хватает от 3 до 10 учителей. Наиболее серьезное положение отмечается в столице. В разрезе языков преподавания самая большая нехватка учителей наблюдается в школах с русским языком обучения.
  • В связи с этим наблюдается перегруженность учителей начальных классов, которые вынуждены вести по 2 начальных класса. У них не остается времени на серьезную работу с учащимися, на дополнительные занятия, кружки, работу с родителями, самообразование и др. Самая большая загруженность наблюдается у учителей Бишкека. В сельских школах ситуация гораздо менее сложная. В разрезе языков обучения самыми перегруженными являются учителя школ с русским языком обучения. Таким образом, в школах обострились проблемы кадрового характера, которые отрицательно влияют на уровень образовательных достижений учащихся.
  • Нехватка учителей младших классов привела к тому, что среди работающих учителей достаточно высокий процент работает не по профилю, указанному в дипломе, то есть не изучали специально специфику и методику работы в младших классах, возрастную психологию детей этого возраста.
  • Несмотря на все перечисленные проблемы, на вопрос, насколько вы удовлетворены кадровым составом начальной школы 100% администраторов пишут, что удовлетворены им или удовлетворены полностью.
  • Школ-участниц НООДУ 2017 с наполняемостью в младшей школе более 35 человек в классе по стране насчитывается 42.8%. Из них 9.3% школ с наполняемостью от 45 до 50 и более. Больше всего школ с переполненными классами отмечается в Бишкеке и Оше. Более всего переполнены начальные школы с русским языком обучения.
  • В подавляющем большинстве школ учителя имеют необходимую для преподавания в младших классах квалификацию, а также возможность повышать свою квалификацию различными способами: на курсах повышения квалификации, на собраниях методической секции в школе, путем взаимопосещений, самообразования и др.
  • Администраторы отмечают в своих анкетах высокую наполняемость начальных классов (свыше 40% школ имеют наполняемость более 35 учащихся, а 8.3% в классах с наполняемостью свыше 50 учащихся). Особенно много таких переполненных классов в школах с русским языком обучения (почти 82%). В школах с узбекским языком обучения таких классов 47.5%, в школах с кыргызским языком - 32%.

Материальные ресурсы школы

  • Материальное оснащение школ, согласно ответам администраторов, несколько улучшилось относительно 2014 года. В 3 раза увеличился процент школ, в которых имеются интерактивные доски, почти во всех школах есть таблицы и плакаты для уроков, в большинстве школ есть карты Кыргызстана, во многих школах стало больше учебных фильмов для начальных классов, DVD проигрывателей и проекторов. Тем не менее начальная школа недостаточно оснащена для проведения успешного учебного процесса. Остро не хватает наглядных пособий для изучения основ естествознания, не хватает необходимых физических приборов, таких как барометр, микроскоп, компас, термометр и др., в 70.9% школ отсутствуют интерактивные доски, имеется лишь 1-2 компьютера, которые не всегда имеют доступ в интернет, отсутствуют обучающие компьютерные программы для начальной школы и др. Хуже всего оснащены сельские школы. Отсутствие необходимого для занятий оснащения приводит к тому, что учитель на уроке пользуется в основном методами чтения и пересказа учебника.
  • В среднем школы Кыргызстана обеспечены учебниками лишь на 3.6% лучше, чем в 2014 году. В среднем по стране среднее значение обеспеченности учебниками – 82.4% Хуже всего обеспечены учебниками школы с русским языком обучения. Ученик, у которого уже в начальной школе не было индивидуальных учебников может иметь серьезные пробелы в своем образовании уже по одной этой причине.
  • В большем, чем ранее проценте школ имеется художественная литература для младших школьников, вырос процент школ, в которых есть справочная литература, однако научно-познавательная литература для учащих младших классов имеется только в 62.1% школ и в недостаточном количестве.
  • Методической литературой школы стали обеспечены немного лучше, чем в 2014 году, однако и сегодня обеспеченность ею составляет в среднем лишь 66.1% Если учесть, сколько учителей в стране работают не по профилю, а такие наличие учителей, педагогический стаж которых составляет 3 года и менее, то важность наличия в школе методической литературы трудно переоценить.

Учебный процесс

  • Среди факторов, наиболее сильно затрудняющими процесс в начальной школе большинство администраторов, как и в 2014 году, назвали недостаточное количество компьютеров в школах, отсутствие выхода в Интернет и недостаточное количество программного обеспечения, используемого в учебном процессе в начальных классах. В то время, как недостаток квалифицированных преподавателей начальных классов, недостаточная обеспеченность школы учебниками, лабораторным оборудованием, наглядностью, литературой для учащихся, наличие детей, чьи родители находятся на заработках в другой стране, оказались для них менее важными.
  •  Большинство администраторов школ указывали в своих анкетах, что в их школах проводится множество культурно-развивающих мероприятий для учащихся начальной школы: школьные театры, оркестры, хоры, клубы книголюбов кружки любителей математики, и т.д. Практически в каждой школе, судя по ответам в анкетах, проводятся дополнительные занятия для развития навыков чтения, ликвидации пробелов по математике и т.п. Судя же по результатам тестирования, это не оказывает влияния на состояние начального образования в школах.
  • Оцениванию придается, в большинстве случаев административное значение. Она используется в основном для того, чтобы получить информацию об успеваемости в школе отслеживать успеваемость отмечают низкую заинтересованность родителей образовательным уровнем школы, в которой учатся их дети. 63% администраторов отмечают, что родители не интересуются достижением учащихся школы высоких образовательных стандартов. Однако следует отметить, что далеко не всегда у родителей есть выбор, в какой школе обучать своего ребенка. И даже в случаях, когда такой выбор имеется, у родителей нет информации, необходимой для обоснованного выбора.