16.11.2018

НООДУ-2017, 4 класс. Общие выводы исследования.

Результаты, полученные по национальному оценивание образовательных достижений учащихся (НООДУ) четвертых классов школ Кыргызстана по чтению и пониманию, математике, родиноведению в 2017 году позволяет сделать следующие выводы:

 

  • Результаты в целом по стране свидетельствуют о том, что во всех трех предметных областях – чтении и понимании, математике и родиноведении (основах естественных наук) – произошли позитивные изменения на уровне 1, то есть в стране процент учащихся, не достигших базового уровня, уменьшился. Это значит, что уменьшился процент детей, которые не могут без дополнительной помощи со стороны учителя преодолеть имеющиеся проблемы, связанные с обучением по данному предмету. Меньше всего учащихся, не достигших базового уровня отмечается по родиноведению (53.1%). Больше всего – по математике (60.3%).

На более высоких уровнях – выше базового и высоком – изменения неодинаковы. По родиноведению процент учащихся уменьшился на 1.4%, по математике остался на прежнем уровне, по чтению и пониманию заметно увеличился на 7.3%. Прирост процента детей на уровнях выше базовом и высоком является для страны крайне желательным, так как именно эти дети составляют золотой фонд страны.

  • По чтению и пониманию в целом по стране учащихся, не достигших базового уровня стало на 5.5% меньше, чем в 2014 году. Если учесть, что и на уровнях выше базового произошли заметные позитивные сдвиги, то можно сказать, что в начальной школе с 2009 года развивается тенденция к улучшению навыков чтения и понимания.
  • По математике изменения по сравнению с 2014 годом самые небольшие. Учащихся, не достигших базового уровня, стало меньше на 3.3%, на уровнях выше базового процент учащихся остался прежним. Однако следует отметить, что остановлено заметное падение результатов, которое наблюдалось в 2014 году в области математики на всех уровнях достижений, особенно на уровнях выше базового и высоком.
  • По родиноведению в 2017 году наблюдается улучшение результатов на уровне 1. Здесь отмечается самое существенное (на 8.6%) уменьшение процента учащихся, не достигших базового уровня. Произошло также незначительное увеличение (1.4%) процента учащихся на уровнях выше базового и высоком.
  • Улучшение, которое мы видим в целом по стране прослеживается в каждой из категорий школ: в г. Бишкек, областных центрах и малых городов, в сельских школах. Однако результаты в разрезе категорий школ имеют свои особенности, на которые необходимо обратить внимание. Так, во всех предметных областях наблюдается увеличение разрыва между городом Бишкек, где улучшения более интенсивные и школами села, а также Бишкеком и областными школами, и школами малых городов.
  • Существенно выросла разница в результатах учащихся по чтению и пониманию в зависимости от того, где обучались четвероклассники. Разница на уровне 1 между Бишкеком и малыми городами в 2014 году была 17%, в 2017 году она составила 27%! На уровнях выше базового и высоком разница в 2017 году также выросла до 24%. Разница между сельскими школами и г. Бишкек на уровне 1 составила 33%, а на уровнях выше базового и высоком -28%. Ребенок, проживающий в селе или малом городе находится в значительно более невыгодной образовательной ситуации по чтению и пониманию, чем ребенок, живущий и обучающийся в Бишкеке.  
  • По математике наблюдается сходная картина. Наиболее позитивные изменения произошли в г. Бишкек. Учащиеся здесь показали самые высокие за все циклы исследования результаты: сократился на 7% процент учащихся, не достигающих базового уровня и на 5% увеличился процент учащихся на уровнях выше базового и высоком (уровни 3 и 4). В сельских школах положительные изменения очень незначительны, в школах областных центров и малых городов изменений практически не произошло. Таким образом, рост достижений в математике произошел за счет школ города Бишкек.
  • По родиноведению (основам естественных наук) наблюдается сходная картина. Заметно возрастает разница между Бишкеком и другими категориями школ, особенно между школами г. Бишкек и школами села. Несмотря на то, что положительные изменения есть в каждой из категорий школ, в г. Бишкек они происходят интенсивнее. Учащихся, не достигающих уровня 2 в Бишкеке стало меньше на 14%. Сельские школы улучшили результаты на уровне 1 на 7%, школы областных центров и малых городов – на 8%. Особенностью является то, что изменения на более высоких уровнях 3 и 4 не произошли ни в одной категории школ, а в школах областных центров и малых городов процент наиболее успешных учащихся даже снизился на 4 пункта.
  • Результаты в разрезе языков обучения показывает, что наиболее значительные положительные изменения во всех предметных областях наблюдаются в школах, обучающих на русском языке. На кыргызском языке наиболее значительные успехи достигнуты в чтении и понимании текста, в то время, как в математике разница с прошлым циклом 2014 года составляет 1%-2% на всех уровнях. Что касается основ естественных наук, то здесь улучшение связано лишь с заметным уменьшением процента очень слабых учащихся уровня 1, в то время как сильных учащихся осталось всего 6%. В начальной школе с узбекским языком обучения положение более чем серьезное. По всем тестируемым дисциплинам учащиеся показали крайне слабые результаты. По чтению и пониманию текста 79% учащихся не достигли базового уровня, по математике таких учащихся 72%, по основам наук – 71%. Учащихся, показывающих результаты на уровне 3 и 4 практически нет.
  • Результаты учащихся по административным областям КР свидетельствуют, что многие области показали заметное улучшение результатов по чтению и пониманию по сравнению с 2014 годом как на уровне 1, так и на уровнях 3 и 4. При этом наиболее ощутимых результатов достигли школы г. Бишкек, Нарынской , Иссык-Кульской и Чуйской областей, Заметны положительные тенденции в Ошской и Баткенской областях, Таласская область и г. Ош не показали уменьшения низких результатов, но на уровнях 3 и 4 процент четвероклассников подрос. Единственной областью, где положение ухудшилось, оказалась Джалал-Абадская. Здесь на 3%увеличится процент учащихся, не достигших базового уровня.
  • Результаты по математике показывают другую картину. В Бишкеке и пяти областях (Баткенской, Ошской, Чуйской, Иссык-Кульской и Таласской), в различной степени отмечается прогресс в достижениях четвероклассников. Особенно заметен он в Баткенской области. В то же время в двух других, Нарынской и Джалал-Абадской, а также в г. Ош результаты снизились. Обращает на себя внимание тот факт, Джалал-Абадская область оказалась единственной, которая показала в 2017 году отрицательную динамику сразу по двум дисциплинам – чтению и пониманию и математике.
  • В результатах по родиноведению, прежде всего, положительным является тот факт, что во всех без исключения административных областях процент неуспевающих учащихся снизился по сравнению с 2014 годом. Самый высокий результат достигнут в Бишкеке, обращает на себя внимание также значительный прогресс, достигнутый в Иссык-Кульской, Таласской и Баткенской области. В то же время во всех областях, кроме Баткенской, произошло уменьшение и без того низкого процента учащихся на уровнях 3 и 4, что является негативным фактором.
  • Из анализа результатов в перечисленных ниже разрезах следует общий вывод: в Кыргызстане существует значительное неравенство образовательных возможностей для учащихся начальной школы в зависимости от места проживания и языка обучения.
  • И мальчики, и девочки показали относительно 2014 года более высокие результаты по всем оцениваемым дисциплинам. В то же время можно увидеть, что по чтению и пониманию и математике результаты девочек выросли более значительно, чем результаты мальчиков. Наибольшая разница показана в чтении и понимании текста. В математике разница между девочками и мальчиками относительно 2014 года сократилась с 5% до 3% на уровне 1, а на более высоких уровнях разница отсутствует. По родиноведению мальчиков  на уровне 1 лишь на 1% больше, чем девочек, в то же время  на уровнях 3 и 4 мальчиков больше на 2 %, так как на 2% меньше девочек, относительно 2014 года ответили на уровнях 3 и 4.