18.02.2019

НООДУ-2017, 4 класс. Общие рекомендации на основе исследования.. Рекомендации по родиноведению, математике и чтению и пониманию текста

Рекомендации

  • В связи с тем, что результаты учащихся  не связаны лишь с одним-двумя факторами, требующими усовершенствования, а имеют множество причин, таких как нехватка в школах учителей, особенно имеющих достаточную квалификацию для преподавания предметов, недостаток учебников, отвечающих запросам современного образования, недостаточное оснащение школ необходимыми материалами, оборудованием, необходимость выработки стандартов и программ и требований, которые бы являлись единым ориентиром в обучении предметам, усовершенствование методики преподавания дисциплин  и многое другое, в стране необходимо осуществление системного подхода к проведению реформ в образовательной политике и практике. Необходимо, чтобы предпринимаемые интервенции носили согласованный, настойчивый характер.

 

  • При выработке мер, направленных на улучшение образования, учесть выводы, сделанные в результате данного исследования, а также выводы НООДУ 8 классов школ Кыргызской Республики и результаты других исследований, сделанных в стране.

 

  • Проанализировать и широко обсудить результаты проведенного исследования среди всех заинтересованных сторон (в правительстве КР, Министерстве образования и науки, в Министерстве финансов, Жогорку Кенеше, в городских и районных отделах образования, на методических секциях школ, с представителями родителей, гражданского сектора и др.)

 

  • Предусмотреть строительство новых школ в местах, где в этом имеется острая необходимость для ликвидации переполненности классов и школ.

 

  • Продолжить работу внедрению современных стандартов образования, ориентированных на результат, соблюдающих преемственность в наращивании знаний и умений, востребованных в реальной жизни и для дальнейшего обучения.

 

  • Обратить самое серьезное внимание на качество, научность и соответствие современным требованиям внедряемых стандартов, программ, учебников, учебных и методических пособий, выпускаемых в стране. Предусмотреть широкое обсуждение этих разработок учителями, методистами, преподавателями вузов, общественностью до внедрения в обязательную школьную практику.

 

  • Обеспечить новые стандарты разработанными в соответствии с ними учебными программами, учебниками, учебными пособиями и методическими материалами для учителя.

 

  • Обратить самое серьезное внимание на качество подготовки преподавателей начальных классов, соответствие применяемых методов воспитания и образования психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.

 

  • При подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей начальной школы обратить особое внимание на совершенствование методики преподавания предметов, развивающих мышление школьников, применение знаний, полученных в школе и в жизни. Учесть, что среди учителей, проходящих повышение квалификации, имеется достаточно большой процент учителей, не имеющих базового образования по данному предмету и не имеющих достаточной квалификации для преподавания предмета.

 

  • Поднять престиж библиотек, оборудовав их компьютерами, компьютерными учебными программами и фильмами, обеспечить доступ в интернет. Обеспечить школьные библиотеки современной методической литературой по предметам, педагогической литературой, научной и научно-популярной литературой, журналами и газетами, художественной литературой на языках преподавания.

 

  • Направить усилия на реальное повышение престижа учителя, используя экономические рычаги, создавая условия для достойной жизни, для результативной работы и дальнейшего самообразования. Ликвидировать перегруженность учителя, стимулировать повышение учителем своей квалификации, предусмотреть систему поощрения, предоставления возможности школьной администрации поощрять учителей и др.

 

  • Предусмотреть и внедрить на курсах подготовки и переподготовки учителей, на курсах повышения квалификации методики, направленные на обучение школьников с самого раннего школьного возраста умению читать и понимать прочитанное, анализировать и делать выводы, извлекать необходимую информацию и строить посильные гипотезы,  активно читать для разных целей: для решения практических задач, для поиска и извлечения нужной информации, для удовольствия и для литературного образования; использовать для этого разные приемы: чтение с последующим обсуждением (с одноклассниками, учителем), чтение под углом определенного задания, определение главного и второстепенного, поиск необходимой информации для урока, приемы аргументации и другие методы обучения чтению, как первостепенному базовому умению, служащему основой для овладения всеми другими дисциплинами.

 

  • Создать квалификационную характеристику учителя начальных классов с едиными измеряемыми требованиями, сделать ее доступной для учителей, администрации школ, учебных заведений и курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации, занимающихся подготовкой учителей младших классов, принять меры, препятствующие формальному присуждению учителям квалификационных уровней.

 

  • В случае несоответствия учителей квалификационной характеристике, создать необходимые для совершенствования мероприятия, помогающие преодолению имеющихся пробелов и несоответствий.

 

  • Внедрять в школьную практику систему формирующего оценивания учащихся, с этой целью распространить литературу по формативному оцениванию, созданную в программах «Сельское образование» и «READ». Перейти от оценивания для порицания и поощрения к оцениванию как средству мониторинга достижений учащихся и определению учителем проблем обучения, для улучшения взаимодействия между учителем и учащимися, для более эффективного планирования индивидуальной и классной работы на уроках и самостоятельной работы учащихся. В итоговом оценивании измерять не объем фактологических знаний, а концептуальное понимание и степень сформированности необходимых навыков.

 

  • Рассмотреть возможность оценивания знаний учащихся независимыми службами на основании единых критериев (переводные и итоговые экзамены, срезы знаний).

 

  • Проинформировать учителей средней школы, которым предстоит обучать нынешних выпускников начальной школы о результатах исследования НООДУ 2017 г. Продумать и запланировать необходимые мероприятия, направленные на преодоление трудностей, которые неизбежно возникнут при дальнейшем обучении детей в пятом классе средней школы.

 

  • Создать централизованный ресурсный сайт для учителей школ Кыргызстана, в том числе для учителей начальлных классов, на котором можно оперативно размещать важные документы, такие как стандарты, курикулумы, программы, учебники и учебные пособия, методическую литературу, статьи, отчеты об исследованиях, проводимых в области образования, показывать уроки с применением эффективных методов преподавания и оценивания достижений учащихся, видеозаписи открытых уроков уроков, проводить их онлайн обсуждения и др. Использовать при создании этого сайта опыт Казахстана.

 

  • Ликвидировать перегруженность учителя, стимулировать повышение учителем своей квалификации, предусмотреть систему поощрения, предоставления возможности школьной администрации поощрять учителей начальных классов.

 

  • Разработать соответствующий современным требованиям к обучению младших школьников перечень необходимых учебных материалов (карты, глобусы, приборы, коллекции природных материалов и полезных ископаемых, большие треугольники, циркули и др). Изыскать возможность обеспечить школы стандартизированными минимальными наборами таких учебных материалов.

 

  • Обратить  серьезное внимание на проблемы и нужды школ с узбекским языком обучения.

 

9.1 Рекомендации по чтению и пониманию текста

  • Разработать необходимые мероприятия, направленные на обучение школьников умению читать не только литературные, но и информационные тексты и понимать прочитанное, анализировать и делать выводы, извлекать необходимую информацию и т.д. Использовать для этого разные приемы: чтение с последующим обсуждением (с одноклассниками, учителем), чтение под углом определенного задания, определение главного и второстепенного, поиск в тексте необходимой информации и др. В настоящее время требования к умению понимать информационные тексты существуют в утвержденных государственных стандартах и программах по предметам, однако ни в учебниках, ни в методической литературе не предусмотрено обучение методам работы с информационным текстом.

 

  • Для этого надо регулярно пополнять школьные библиотеки новыми энциклопедиями и другими книгами научно-популярного содержания, написанными для младших школьников. Эти книги должны находиться в свободном доступе. Учителя должны пользоваться этими книгами на уроках, рекомендовать их для внеклассного чтения, проводить по ним читательские викторины, рекомендовать новые интересные книги учащимся для выполнения индивидуальных и групповых проектов.
  • Работа по чтению и пониманию информационного текста должна проводиться на уроках родиноведения, математики, этики и других предметов, обучение которым связано с чтением. Ученик должен научиться самостоятельно определять, какую информацию он может получить из предложенного ему текста, а на какой вопрос в этом тексте ответ отсутствует и т.п.
  • Поскольку, согласно результатам исследования НООДУ, ни одно из умений по чтению и пониманию текста не может считаться сформированным в достаточной мере, необходимо постоянно совершенствовать умения работы с литературными текстами, тем более что содержание этих текстов с каждым классом усложняется.
  • Несмотря на то, что пересказ прочитанного текста и заучивание наизусть приносят определённую пользу, следует уделять больше внимания заданиям, которые требуют от учащихся применения полученных знаний в новой академической или жизненной ситуации.
  • Поскольку исследование показало, что наиболее сложными для учащихся были задания открытого типа с конструируемым ответом, следует уделять больше внимания обучению четвероклассников конструировать полные, развёрнутые ответы на вопрос.
    • Исследование показало, что необходимо также уделять особое внимание развитию у четвероклассников умения выражать собственное аргументированное мнение и при этом приводить соответствующие примеры и доказательства и из изучаемого на уроке текста, и из жизни.

9.2 Рекомендации по математике

  • Добиваться более полного обеспечения школ учебниками по математике.
  • Обеспечить каждую школу соответствующей методической литературой по математике.
  • Пропагандировать среди учителей новые методические разработки по математике.
    • Рассматривать на уроках математики больше заданий, направленных на формирование математических понятий.
    • Обратить внимание на развитие геометрического, образного мышления, на отбор геометрического материала.
    • Формировать умение владеть каким-либо действием во всех возможных ситуациях.
    • Больше внимания уделять поэтапной работе над задачей: осмысление текста задачи, разбиение его на смысловые части, создание математической модели.
    • Предлагать ученикам больше заданий, требующих рассуждений, объяснения и оценки выполненных действий.
      • Формировать умение использовать полученные знания в новых нестандартных ситуациях.

 

9.3 Рекомендации по родиноведению

  • Разработать и внести в методические пособия задания, предусматривающие научно-исследовательскую работу учащихся
  • Увеличить количество часов/внеклассных мероприятий, связанных с изучением космоса
  • Разработать минимум 2 внеклассных урока - экскурсии, связанных с изучением тем раздела «Физический мир»
  • Внести в администрации школ предложение об изыскании средств на закупку оборудования, необходимого для проведения экспериментов по темам курса «Родиноведения»
  • Разработать минимум 4 плана уроков (1 раз в квартал), связанных с проведением лабораторных экспериментов и их самостоятельным описанием учащимися
  • На уроках не ограничивать учащихся простым пересказом текста, а чаще предлагать им самим задавать вопросы по тексту и пытаться найти на них ответы. Такая форма изучения материала способствует развитию аналитического мышления
  • Практиковать на уроках работу учащихся в парах и группах. Работая сообща, дети учатся формулировать ответы на поставленные вопросы и объяснять свои ответы
  • Мотивировать учеников на участие в проектной деятельности по постановке естественно-научных экспериментов (изучение состава и свойств почвы, свойств минералов, условия выращивания растения, источники загрязнения воздуха, воды, наблюдение за поведением животного и т.д.)
  • Как можно чаще использовать дополнительную литературу и интернет-источники по изучаемому материалу