Новости

18.10.2018

НООДУ-2017, 4 класс. Общее распределение результатов по годам (2007-2009-2014-2017)

Центр оценки в образовании и методов обучения представляет I часть выдержек из отчета по теме исследований образовательных достижений учащихся 4 классов средних образовательных школ Кыргызстана. В отчете описываются основные результаты оценивания учащихся 4 класса по чтению и пониманию текста, математике и родиноведению (основам естественных наук) в целом по стране, а также в разрезе языков обучения, категорий школ, гендера и др. В отчете большое внимание уделяется результатам четвероклассников по конкретным умениям в каждой предметной области. Эта часть отчета особенно будет полезна учителям-практикам. Исследуются также причины существующего положения в образовании и возможные пути его развития.

Как и в предыдущих исследованиях, исследование 2017 года проводилось на основе стратифицированной выборки по всей территории Кыргызской Республики. Были выделены следующие страты: категории школ (г. Бишкек, областные центры и малые города, школы сельской местности), языки обучения (кыргызский, русский, узбекский), административные области Кыргызстана.

Инструментами Национального оценивания образовательных достижений учащихся (НООДУ) являются тесты, а также анкеты для учащихся, администрации школ и для учителей начальной школы.

Для участия в исследовании НООДУ 2017 года была определена выборка из 203 школ. Всего в исследовании участвовало 6244 учащихся.

Таблица 1. Число школ

Класс

Всего школ

Школ с кыр- гызским язы- ком обучения

Школ с рус- ским языком обучения

Школ с узбек- ским языком обучения

4

203

112

73

18


  Таблица 2. Число учащихся, принявших участие в исследовании

 

 Язык обучения 

4 класс

 Запланировано учащихся 

 Приняли участие 

 Кыргызский

3468

3346

 Русский

2482

2368

 Узбекский

561

530

Всего

6511

6244

 

В данном исследовании, как и во всех предыдущих, используются четыре уровня образовательных достижений: уровень ниже базового (уровень 1), базовый уровень (уровень 2), уровень выше базового (уровень 3) и высокий уровень достижений учащихся (уровень 4). Минимальным приемлемым уровнем является базовый уровень (2).

Уровни достижений учащихся

Описание

 Уровень   ниже базового   (уровень 1)

Ученик имеет некоторые фрагментарные, часто не связанные между собой знания по отдельным темам. Он может частично владеть некоторыми отдельными процедурными умениями и практическими навыками, тем не менее, не демонстрирует понимания базовых понятий в изучаемых предметных областях, допускает ошибки даже в несложных стандартных процедурах решения задач и выполнения заданий. Ученик часто не умеет решать несложные задачи, близкие к реальной жизни, используя приобретенные в школе знания и умения. Ученик, находящийся на уровне ниже базового, не имеет знаний и умений, достаточных для дальнейшего успешного освоения программы обучения. Ученику, находящемуся на данном уровне, требуется дополнительная помощь для продолжения обучения.

 Базовый уровень
 (уровень 2)

Ученик в целом имеет представление об изучаемой дисциплине. Он владеет основными базовыми для дисциплины понятиями и оперирует ими в основном на репродуктивном уровне. Ученик может следовать стандартным процедурам решения задач, понимает простые графики и диаграммы. Ученик в основном может письменно выразить свою мысль и найти некоторую подкрепляющую информацию. Умеет определить основную мысль прочитанного. Может решать простые задачи из реальной жизни, используя приобретенные в школе знания и умения. Ученик имеет основные знания, умения и навыки, необходимые для продолжения обучения.

 Уровень выше   базового
 (уровень 3)

Ученик владеет всеми основными концептуальными знаниями, последовательно применяет интегрированные процедурные знания для решения задач или проблем. Умеет анализировать данные и делать выводы из анализа информации, выражать свои мысли и подкреплять их соответствующей информацией и уместными аргументами. Ученик активно использует приобретенные знания для решения задач реальной жизни.

  Высокий
  уровень        
(уровень 4)

Ученик владеет всеми необходимыми для успешной учебы концептуальными знаниями, умениями и навыками. Он успешно применяет интегрированные знания и навыки для решения задач, включая сложные и нестандартные задачи в контексте всех предусмотренных в НООДУ разделов. Ученик анализирует информацию и делает логические выводы, может поэтапно объяснить процесс решения той или иной задачи (выполнения задания). В своих рассуждениях ученик выходит за рамки предоставленной ему готовой информации, делает обоснованные предположения. Ученик умеет точно и последовательно выражать свои мысли, приводить уместные доводы в защиту представленной позиции.

 

Чтение и понимание текста

Результаты по чтению и пониманию всех четырех раундов исследования представлены в Диаграмме 1, которая показывает распределение результатов учащихся по уровням достижений в 2007, 2009, 2014 и 2017 годах в целом по стране.

 

Как видно из диаграмм, в Кыргызстане существуют серьезные проблемы с обучением чтению и пониманию прочитанного, начиная с начальной школы. Все предыдущие раунды Национального оценивания достижений учащихся, завершивших обучение в начальной школе (исследования проводились в конце учебного года), показали, что более 60% детей не справляются с заданиями по чтению и пониманию текстов даже на минимально допустимом уровне. Наиболее низкие результаты были получены в 2009 году, когда почти 70% учащихся не достигли базового уровня в умении читать и понимать прочитанное. В 2014 году наметились некоторые позитивные изменения на уровнях 1 и 2. В то время как на уровнях выше базового и высоком (3 и 4), процент учащихся увеличился очень незначительно, процент учащихся, не достигших базового уровня, стал на 3.3% меньше. Исследование 2017 года подтверждает, что эти изменения к улучшению не носили случайный характер. Результаты последнего раунда показывают значительный прогресс в области чтения. Так, относительно 2009 года, когда были получены самые низкие результаты, в 2017 году процент учащихся, не достигших базового уровня, стал на 8.8% меньше. А относительно 2014 года - меньше на 5.5%. Произошло перераспределение и на всех других уровнях. Так на уровне выше базового (3) процент учащихся повысился на 3.1, а на самом высоком (4) вырос на 4.2%. Таким образом, достижения на уровнях 3 и 4 в 2017 году показали почти 15.8% учащихся против 8.5% в прошлом цикле. Следующий раунд покажет, является ли эта тенденция устойчивой.

 

 

Математика

Результаты, полученные в 2017 году в целом по стране, показывают некоторую положительную динамику в освоении математики в начальной школе относительно результатов 2014 года. Если в 2014 году около 64% учащихся при оценивании не достигли базового уровня, то данные 2017 года свидетельствуют об уменьшении процента учащихся на добазовом уровне до 60.3%. На уровнях выше базового и высоком процент учащихся остался практически тем же, что и в 2014 году. Тем не менее, несмотря на некоторый прогресс, по-прежнему особую тревогу вызывает большой процент выпускников начальной школы, не достигших базового уровня 2. Их в 2017 году остается еще 60.3%. Как было сказано выше, такие учащиеся не могут самостоятельно справиться со своими учебными проблемами, им требуется дополнительная помощь для дальнейшей успешной учебы. Так как они являются выпускниками начальной школы и переходят к предметному обучению разными учителями, которые не знакомы с особенностями и проблемами детей, которых они начинают обучать в 5 классе, существует большая опасность того, что учебные достижения этих детей не только не повысятся, но могут стать хуже. Эти дети потребуют от учителей средней школы особого внимания и времени. Есть опасность, что в таком случае учащиеся с уровней 3 и 4 могут оказаться в невыгодной для них учебной ситуации дефицита внимания учителя, так как учителю придется большую часть времени уделять учащимся с уровня 1. Таким образом для всех участников образовательного процесса высокий процент учащихся, не достигших по математике базового уровня, негативно сказывается не только на дальнейшем изучении математики, но также становится тормозом при изучении других точных наук школьного цикла.



Родиноведение

На Диаграмме 3 показано, как менялись результаты по родиноведению за последнее десятилетие. Можно увидеть, что результаты по основам естественных наук, довольно значительно меняются от цикла к циклу. Самые низкие результаты показали четвероклассники в 2007 году, а самые высокие в 2017. В 2014 году отмечалось ухудшение результатов относительно 2009 года на всех уровнях. Если говорить о нынешнем исследовании, то видно, что в 2017 году обнаружен самый низкий процент учащихся, не достигших базового уровня. В то же время обращает на себя внимания тот факт, что на уровне выше базового и высоком, процент правильно ответивших четвероклассников не только не вырос, но даже несколько уменьшился относительно всех остальных циклов и составил совокупно 9.6%, из которых на самом высоком четвертом уровне отмечено только 2.3% учащихся.

Заключение

Результаты в целом по стране свидетельствуют о том, что во всех трех предметных областях - чтении и понимании, математике и родиноведению (основах естественных наук) -произошли позитивные изменения на уровне 1, то есть в стране процент учащихся, не достигших базового уровня уменьшился и потому стало меньше нуждающихся в дополнительной помощи для дальнейшего обучения в средней школе. Меньше всего учащихся, не достигших базового уровня, отмечено по родиноведению (53.1%). Но на уровнях 3 и 4 (выше базового и высоком) здесь прослеживается уменьшение процента учащихся на 1.4. За все циклы оценивания — это самый низкий процент хороших и отличных результатов по родиноведению.

Несмотря на положительные сдвиги, по чтению и пониманию и по математике неуспешных учащихся (уровень 1) на сегодняшний день остается около 60%. При этом по математике на уровнях 3 и 4 процент учащихся практически остался на уровне 2014 года, и только по чтению и пониманию существенно (на 7.3%) вырос.