Новости

20.12.2017

Камила Шаршекеева об истории появления Общереспубликанского тестирования в Кыргызстане: как это было?

 

Недавно один из достаточно крупных предпринимателей нашей страны назвал Американский университет в Центральной Азии, создателем которого я была, самым успешным бизнес-проектом в Кыргызстане.  Однако не менее успешным проектом я бы назвала  Общереспубликанское тестирование, которое было инициировано мною в 2001, когда я была назначена Министром образования  и культуры.

Сейчас я вспоминаю, как это было. А началось все с того, что когда я была назначена Министром образования и культуры, отдельные депутаты парламента попросили у Мистерства квоту для поступления в вузы выпускников школ их районов. Тогда я подумала о том, что нужно разработать механизм, по которому можно было бы отбирать на бюджетные места вузов наиболее способных абитуриентов. Необходимо было создать инструмент, который позволил бы охватывать не только большие, но и малые города, а также сельские школы.

Однако наиболее важной задачей стала выработка новых подходов к содержанию тестирования, то есть определение того, что и как проверять при отборе студентов: знания, полученные выпускником в школе, или его/ее способность обучаться в вузе. Постепенно приходило понимание того, что тестирование – это целая наука, которой надо долго учиться. Поэтому к разработке заданий была привлечена признанная во всем мире американская Служба тестировании в образовании (ETS), которая помогала на научной основе  создавать новые тестовые задания в Кыргызстане.   

Сегодня тестирование оценивает когнитивные и академические навыки каждого абитуриента, а не только его/ее знания и уровень освоения школьного материала. Измеряются способности выпускников в математике (концептуальное понимание математических закономерностей, умение оперировать понятиями, использовать модели, диаграммы, применять определения, делать заключения, определять методы, приводящие к верному решению, интерпретировать и анализировать информацию, формулировать задачи, применять знания к той или иной ситуации). Тест также проверяет словесно-логическое мышление в процессе чтения и понимания текста. Очень важным является умение анализировать логические отношения между понятиями, находить зависимость между словами, различать сходства или различия между понятиями, понимать содержание текста и подтекст, видеть связи содержания текста с реальной жизнью.

В целом тест измеряет основные умения, необходимые для обучения в вузе: умение применять знания, полученные в школе, понимать прочитанное, делать сравнения и выводы. Немаловажно, что и основной тест – тест способностей (Aptitude test), и предметные тесты – тесты достижений (Achievement test), которые проводятся  по требованию вузов и измеряют достижения абитуриентов по конкретной школьной дисциплине, опираются на содержание школьной программы. 

В ОРТ используется самый современный инструментарий, соответствующий всем требованиям к тесту и использующий современные теории педагогических измерений, при этом проверяется его валидность.  Он проводится на трех языках и по всей стране. Новым стало и то, что разработка тестовых заданий проводится по строгим правилам: осуществляется строгая экспертиза заданий и их апробация, а также форматирование тестов. Обязательны отбор и обучение администраторов ОРТ, разработка единых инструкций и правил для всех абитуриентов. Создаются равные условия во время проведения теста, соблюдается секретность при хранении и транспортировке тестовых буклетов.

Следовательно, новым для школьников страны стало то, что с введением ОРТ основной упор делается на умении применять теоретические знания на практике. А это составляет суть и содержание реформы образования, так как данные компетенции необходимы не только в процессе обучения в вузе, но и в реальной жизни.  Поэтому уже с самого начала мне было ясно, что ОРТ станет неотъемлемым компонентом реформы образования, о которой я начала задумываться с первых дней работы в Министерстве. Я до пор убеждена, что система оценивания учащихся, проверяющая знание фактов, а не способность мыслить, анализировать и синтезировать, существующая и сегодня в образовании Кыргызстана, препятствует эффективной познавательной деятельности учащихся.  

Оказалось, что ОРТ способствует изменению всей системы образования и прежде всего принципов обучения в начальной и средней школе: стало ясно, что необходимо перестроить систему образования таким образом, чтобы формировать личность, способную не только брать готовые знания, но и уметь учиться.

Так как целью тестирования является определение абитуриентов, наиболее способных к обучению в вузе, то необходим был широкий охват выпускников. Поэтому с самого начала было задумано создание тестовых центров по всей стране: в школах Бишкека, областных центров и малых городов, сельских районов, в также в школах, расположенных в самых отдаленных районах страны. Это значительно экономит финансовые затраты родителей и абитуриентов.

ОРТ обеспечивает равный и справедливый доступ к высшему образованию для абсолютно всех выпускников школ, независимо от их материального положения и места жительства, способствует борьбе с коррупцией при поступлении в вузы и содействует отбору в вузы наиболее талантливых студентов. Прозрачность процесса отбора обеспечивается также участием в нем общественных наблюдателей. 

Впервые Общереспубликанское тестирование было проведено в июне 2002 года при финансовой поддержке USAID. Тогда же вышел Указ Президента Кыргызской Республики, согласно которому «тестирование должна проводить профессиональная независимая тестовая служба». А в 2003 году положение об общереспубликанском тестировании вводится в закон об образовании КР.

В 2004 году создается независимая тестовая организация - Центр оценивания в образовании и методов обучения (ЦООМО) -  учредителем которой становятся Американские советы по международному образованию (ACCELS). Его деятельность основана на принципах самофинансирования и подотчетна Наблюдательному совету, члены которого периодически встречаются и решают вопросы, касающиеся как функционирования Центра, так и стратегии ОРТ в целом.

Ежегодно в ОРТ добровольно участвует более 30 тысяч выпускников школ республики (около половины общего количества выпускников), что говорит о чрезвычайной популярности тестирования среди выпускников школ.  Государство ежегодно распределяет более 5700 грантовых мест для обучения в вузах, что составляет более 6 % выпускников школ), а студенты-бюджетники составляют примерно 12 % от общего числа студентов. 

Первые тесты проводились уже без меня, и мой уход с позиции Министра образования и культуры в 2002 году был связан прежде всего с сопротивлением ОРТ большей части ректоров вузов. Несмотря на все это, я счастлива, что стояла у истоков создания Общереспубликанского тестирования, потому что и сегодня слышу так много хороших слов от родителей выпускников, которые с гордостью за своих детей говорят, что им не пришлось продавать баранов, чтобы их сын или дочь учились в университете. И я продолжаю вносить свой вклад в развитие ОРТ в качестве члена Наблюдательного совета.  

С самого начала введения ОРТ было много противников самого подхода, который реализует Общереспубликанский тест. У нас до сих пор распространено мнение, что ни в одном государстве проведение тестирования не отдано полностью в руки неправительственной организации на платной для школьников основе, также приводятся доводы в пользу введения экзаменов по типу единого государственного экзамена, как в России, или единого национального тестирования, как в Казахстане.

Таким образом, спустя десятилетие пришло понимание того, что Общереспубликанское тестирование внесло весомый вклад в реформирование системы образования в нашей стране. А создание серьезной тестовой организации стало значительным шагом в этих изменениях. Поэтому для меня очень важно всемерно поддерживать ее деятельность. В то время, когда я была директором проекта «Сельское образование», ЦООМО был активно вовлечен в проведение всемирного исследования PISA-2006 и 2009, в котором участвовали 15-летние школьники из более 50 стран мира по трём категориям: грамотность чтения, естественнонаучная и математическая грамотность, а также Национальное оценивание образовательных достижений учащихся (НООДУ). В исследованиях PISA-2006 и 2009 школьники Кыргызстана занимали последнее место, что не было удивительным для меня, так как данные о все понижающемся уровне образования в нашей стране отражались и отражаются в результатах Общереспубликанского тестирования. Так что первый диагноз мы поставили себе сами.

Однако мне радостно сознавать, что все начатые мною реформы в той или иной степени и в том или ином виде постепенно осуществляются в стране. Так в настоящее время ведется активная работа по обновлению содержания школьного вузовского образования, принята к реализации концепция профильного образования в старших классах, внедряются новые подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся, в том числе в масштабах страны.

 

 Камила Шаршекеева