07.02.2020

Русский язык Область

Областной (III) этап республиканской олимпиады школьников

по  русскому языку и литературе  для учащихся школ с кыргызским и с русским языками обучения 2019-2020

Инструкции

Олимпиада по русскому языку и литературе проводится в 2 тура (в 2 дня).

 И первый, и второй туры (и первый, и второй день) олимпиады включают задания по русскому языку и литературе.

На задания каждого тура отводится не более 4 часов.  Каждый тип задания оценивается определённым количеством баллов.

Устный тур проводится в 1 день олимпиады. Каждый участник получает одно стихотворение, которое он должен внимательно прочитать, проанализировать и подготовиться к выразительному чтению.

Готовясь к выразительному чтению стихотворения, сначала надо

1) выяснить лексическое значение незнакомых для вас слов;

2) определить основную мысль стихотворения, выразите её своими словами;
3) найти в тексте важные по смыслу слова и постарайтесь понять, как они связаны с содержанием стихотворения.

Затем надо выделить в тексте важные слова (на них падает логическое ударение), а также сделать необходимые пометки, т.е. составить «партитуру» текста, в которой надо сделать следующее:

1) отметить места, где необходимо сделать короткую паузу – одной вертикальной чертой; где длинную – двумя вертикальными чертами;

2) расставить логические ударения: подчеркнуть слова, которые нужно выделить голосом (чтобы правильно расставить логические ударения, следует опираться на основную мысль автора (что хочет донести до читателя автор?) и выделенные вами слова); 

3) написать рядом со строками, как вы будете их читать (в соответствии с содержанием тихо-громко, шёпотом, быстро-медленно и т.п.);

4) проследить, каким настроением проникнуто стихотворение, описать настроение словами, как оно меняется на протяжении всего произведения;

5) обратить внимание на расстановку знаков препинания, они влияют на ритм чтения и интонацию;

6) перечитать вполголоса текст, соблюдая сделанную «партитуру», потренироваться в чтении.

Размышление о стихотворении, разбор и разметка текста помогут участнику прочитать его выразительно и ответить на вопросы жюри.

Письменный тур олимпиады включает задания по русскому языку и литературе.

На задания по разделу I отводится 120 минут (2 часа), по разделу II  (написание отзыва)  также 120 минут  (2 часа). Каждый тип задания оценивается определённым количеством баллов.

I. Языковые задания.  Языковые задания, предлагаемые конкурсантам, направлены на творческое применение знаний и демонстрацию сформированных на уроках компетентностей (по лексике, грамматике, пунктуации, чтению и пониманию).

II. Отзыв. Для написания отзыва школьникам предлагаются литературные тексты.

Написанная работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. Хорошей считается работа, если участник

  • пишет связный текст, используя при этом подробности и детали;
  • выражает своё отношение к событиям, предметам, героям, явлениям, представленным в тексте;
  • рассуждает, используя аргументы, опираясь на формулировку темы и иллюстрируя свои мысли примерами из текста, других произведений, личного опыта;
  • соблюдает логику и последовательность изложения.

Участник демонстрирует

  • богатый словарный запас;
  • разнообразный арсенал грамматических конструкций;
  • владение теоретико-литературными понятиями (названия тропов и стилистических фигур);
  • грамотность письменной речи (орфография, пунктуация, стилистика)

Объём работы составляет не менее 150 слов. Если работа представляет собой только пересказанный или во многом переписанный исходный текст без комментариев, то работа оценивается нулём баллов.

Главный критерий выполнения олимпиадных заданий – самостоятельность. Все задания выполняйте в этой тетради в отведённых для ответов местах ручкой с синей пастой. 

Наличие у конкурсантов дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) НЕ допускается. Запрещены использование мобильной связи, обсуждение и совместное выполнение заданий участниками олимпиады. В случае нарушения этих условий школьник исключается из состава участников олимпиады.

Работы, в которых будут обнаружены факты совместного выполнения заданий или списывания, оцениваются нулём баллов независимо от качества и количества выполненных заданий.