13.02.2018

Республиканская олимпиада. Кыргызский язык и литература. Русский язык и литература

Проведение республиканского тура по

кыргызскому  и русскому языку  как родному, кыргызскому и русскому как второму, а также  по  кыргызской и русской  литературе

 

Общая информация

Проведение  республиканского тура школьной олимпиады требует  создание атмосферы честного соперничества, доброжелательности и уважения к знаниям, умениям, личностным особенностям конкурсантов. При выполнении заданий олимпиады участникам необходимо продемонстрировать умения и навыки, сформированные на уроках, однако олимпиадные задания – это задания высокого уровня сложности.

Республиканский тур олимпиады школьников предполагает выполнение участниками комплексной работы по кыргызскому и литературе, а также  по русскому языку и литературе  в классах с соответствующими языками обучения, и проходит в два дня.

1-ый день. Письменный этап.  Время выполнения задания – 4 часа (2 часа на выполнение заданий и 2 часа на написание отзыва на литературное произведение). Оценивается каждый тип задания определенным количеством баллов.

2-ой день.  Устный этап. Предварительно подготовленное выразительное чтение выбранного конкурсантом произведения и демонстрация устной речи: грамотное, обоснованное,  с соблюдением требований культуры речи, объяснение, почему выбрано это произведение, какие художественные достоинства  в нем заключены, ответы на вопросы жюри.

Главный критерий выполнения олимпиадных заданий – самостоятельность.

При проведении письменного этапа республиканского  тура участники размещаются по одному человеку за столом. Школьников обеспечивают комплектом заданий, писчебумажными принадлежностями (тетрадями, ручками), знакомят с правилами выполнения заданий, проводят инструктаж о технической стороне выполнения заданий. Наличие у  конкурсантов дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) не допускается.

На олимпиаде запрещены звонки и коммуникация в социальных сетях, обсуждение и совместное выполнение заданий участниками олимпиады. В случае нарушения этих условий школьник исключается   из состава участников олимпиады.

Работы, в которых будут обнаружены факты совместного выполнения заданий или списывания, оцениваются баллом «0», независимо от качества и количества выполненных заданий.

Работы предварительно кодируются. Со стороны жюри НЕ допускаются вопросы, которые направлены на выяснение фамилии участника, номера школы, в которой учится участник, и т.п.

По истечении времени выполнения заданий работы сдаются представителю конкретного организатора олимпиады. Жюри республиканского  тура оценивает выполненные олимпиадные задания; проводит анализ выполненных олимпиадных заданий; рассматривает апелляции совместно с оргкомитетом соответствующего этапа олимпиады.

Выполненное задание оценивается членами жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, представленной группой разработчиков заданий. Оценка выставляется в баллах.

Члены жюри оценивают записи, приведённые в чистовике. Черновики не проверяются.

Итоговый балл определяется путем суммирования баллов, полученных за каждое задание, и оформляется специальным протоколом, где значится шифр работы, баллы и подписи всех членов жюри. Результаты проверки всех работ участников олимпиады члены жюри заносят в итоговую ведомость оценивания работ участников олимпиады.

            Критерии оценки, ключи и комментарии к выполнению заданий предоставляются членам жюри для  оценки и соотнесения критериев и требований  с выполненными конкурсантами работами. Итоговый балл определяется путем  суммирования результатов письменного и устного этапов.

 

Характеристика  заданий

Задания.  Языковые задания, предлагаемые конкурсантам, отражают разные разделы науки о языке и направлены не просто на прямой доступ учащихся к знаниям, а на творческое их применение и демонстрацию сформированных на уроках компетентностей (по лексике, грамматике, пунктуации, чтению и пониманию и др.).  Для олимпиады могут быть предложены разнообразные виды заданий следующих типов:

  • подбор синонимов и антонимов в контексте;
  • упорядочение (составить связный текст из разрозненных предложений или абзацев; восстановить последовательность событий, представленных в произвольном порядке);
  • заполнение допущенных в тексте пробелов словами разных частей речи;
  • трансформация, замена, подстановка;
  • завершение высказывания (нахождение недостающего компонента)
  • ответы на вопросы закрытого и открытого типа (краткие и развернутые);
  • внутриязыковое перефразирование;
  • обоснование стиля прочитанного текста;
  • выявление понимания текста в целом и отдельных его моментов.

Отзыв. Для написания отзыва школьникам предлагаются литературные тексты.

Это тексты небольшого объёма с  сопровождением  их вспомогательными вопросами, на основе которых участник олимпиады сможет выстроить создание своей работы. Для учащихся, выполняющих задания на языке обучения, предлагаются 2 текста для сопоставления.

Тексты подобраны согласно следующим требованиям: художественные (стихотворения, отрывки из прозаических произведений), тематически и социокультурно адекватные, учитываются возрастные особенности и читательские потребности школьника.

Создание собственного связного высказывания на основе прочитанного текста (отзыв) должно соответствовать типу речи «рассуждение» и строиться по определенной структуре. Особое внимание уделяется умению олимпийца обосновывать  свои утверждения, используя прочитанный текст.

Объем работы составляет не менее 150 слов. Если работа представляет собой  только пересказанный или во многом переписанный исходный текст без комментариев, то работа оценивается нулем баллов.

При проверке работы оцениваются следующие компетентности:

конкурсант

  • демонстрирует владение основами анализа текста;
  • отмечает основные проблемы и выявляет отношение  автора к ним;
  • выявляет основной эмоциональный тон текста и выражает свое отношение к событиям, героям, образам;
  • выявляет  особенности художественной речи и объясняет роль тропов и стилистических фигур;
    • логично излагает мысли, выстраивая доказательную часть рассуждения;
    • выбирает языковые средства в соответствии с жанром и темой работы;
  • демонстрирует богатый словарный запас;
  • пишет связный, композиционно завершенный текст.

 

Выразительное чтение наизусть. Для выразительного чтения рекомендуются произведения (стихотворения, отрывки из эпических или драматических произведений) вне школьной программы с учетом возрастных особенностей и читательских потребностей школьника.

Не следует исполнять произведения, большие по объему или требующие сильного напряжения голоса, освоение которых будет тяжелой нагрузкой для психики исполнителя. Не стоит также брать для исполнения произведения, в которых выражены мысли и чувства, далекие от личного опыта исполнителя, не свойственные его возрасту.

Длительность выступления каждого учащегося 5-7 минут. 

Основные критерии оценивания выразительного чтения наизусть:

  • твердое знание текста;
  • техника речи (дикция, орфоэпия, сила голоса);
  • логика речи (соблюдение логических ударений и пауз);
  • эмоционально-образная выразительность (эмоциональность, передача настроения, собственного отношения к произведению)
  • оправданность жестов и мимики.

 

Инсценирование произведений и  использование костюмов на устном туре НЕ требуется и  НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ, так как уводит от основной задачи – оценки владения выразительным чтением, художественной речью и словом.

Обоснование выбора произведения. Важно, чтобы выбор и анализ выразительно прочитанного текста проявил  главное – понимание смысла произведения, настроения автора, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил.

При разработке заданий по указанным предметам учитывается уровень владения языком, заложенным в существующих на данный момент образовательных стандартах.