20.01.2016

Биология

Тест состоит из 40 заданий. Продолжительность теста 60 минут.

Тест включает в себя вопросы по четырем разделам биологии: ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и экологии.

Вам будут предложены вопросы, составленные на основе школьной программы по биологии и школьных учебников.

От Вас потребуется умение находить причинно-следственные связи, делать выводы, находить общие закономерности в строении и жизнедеятельности организмов разных царств природы, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями биологических объектов и средой их обитания, уметь делать выводы об их родстве и о единстве происхождения органического мира (в эволюционном плане).

Вам НЕ БУДЕТ предложено вопросов, требующих простого воспроизведения материала, типа: «Кем был открыт биогенетический закон?» или «Сколько ребер у человека?»

Разделы школьной программы, которые следует повторить при подготовке к экзамену.

Ботаника

  • Строение растительных тканей, их функции, связь между ними. Наличие различных видов тканей у растений разных отделов.
  • Органы растений (корень, стебель, лист, цветок, плод), их строение, функции, приспособление к средам обитания, видоизменения. Эволюция органов у отделов растений.
  • Размножение и развитие растений. Двойное оплодотворение.
  • Отделы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голо- и покрытосеменные растения. Их строение, жизнедеятельность, размножение.

Зоология

Основные отличия животных от растений.

Строение, физиология, образ жизни животных разных типов (Простейшие, Кишечнополостные, Черви, Членистоногие, Моллюски, Хордовые). Связи между строением, образом жизни и средой обитания у животных.
Эволюция органов и систем органов в царстве. Основные ароморфозы животного мира.
Значение животных в природе, жизни человека.

Анатомия

  • Ткани человека, их строение, функции, их взаимосвязь.

Системы органов:

  • Опорно-двигательная система (ОДС). Строение костей, скелета, способы соединения костей, мышцы, их строение, работа. Гигиена ОДС.
  • Кровеносная система. Строение сердца и сосудов, круги кровообращения, движение крови, пульс. Виды газообменов. Гигиена органов кровеносной системы.
  • Дыхательная система. Строение дыхательных путей и легких. Газообмен. Профилактика заболеваний органов дыхания.
  • Выделительная система. Строение почек, мочевого пузыря. Работа почек. Первичная и вторичная моча. Гигиена органов выделительной системы.
  • Нервная система. Строение нервов, головного и спинного мозга. Периферическая и центральная нервные системы. Работа рефлекторной дуги. Нервная регуляция работы организма. Гигиена нервной системы.
  • Анализаторы и органы чувств. Строение глаза и уха.
  • Половая система. Строение органов половой системы, их работа. Гигиена органов половой системы.
  • Эндокринная система. Железы внутренней секреции, гормоны. Гуморальная регуляция работы организма.
  • Пищеварительная система. Строение органов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), их работа. Переваривание и всасывание веществ в ЖКТ. Гигиена органов пищеварительной системы.
  • Обмен веществ в организме, способы его регуляции. Витамины.
  • Кожа. Строение кожи, терморегуляция. Гигиена кожи.

Общая биология

  • Уровни организации живой материи.
  • Вирусы как внутриклеточные паразиты. Строение вирусов, особенности их жизнедеятельности.
  • Прокариоты. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий.
  • Клетка. Строение клетки. Состав клетки. Особенности растительной и животной клеток. Обмен веществ в клетке (фотосинтез, энергетический обмен, биосинтез белка). Основные закономерности обменов, их значение. Строение биополимеров, ДНК, видов РНК, АТФ. Комплементарность нуклеотидов. Умение решать задачи на комплементарность.
  • Способы размножения организмов. Митоз. Мейоз. Партеногенез.
  • Гаметогенез. Индивидуальное развитие организмов (зигота, бластула, гаструла, нейрула). Биогенетический закон.
  • Наследственность и изменчивость организмов. Мутации и их виды. Генотип и фенотип.
  • Генетические законы. Сцепленное наследование. Кроссинговер. Задачи на моно и дигибридное скрещивание, неполное доминирование и сцепленное наследование.
  • Селекция. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология.
  • Популяция. Вид. Критерии вида.
  • Движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, виды отборов, виды борьбы за существование), изоляция. Способы видообразования. Относительность приспособлений.
  • Основные этапы развития органического мира.
  • Направления эволюции (ароморфоз, дегенерация, идиоадаптация).
  • Антропогенез и его основные движущие силы.
  • Основы экологии. Экологические факторы, виды отношений между организмами. Приспособления организмов к ограничивающим факторам.
  • Биогеоценоз, цепи питания (пастбищная и детритная). Саморегуляция. Правило экологической пирамиды. Агроценоз. Смена биогеоценозов.
  • Биосфера, ее границы. Функции живого вещества. Круговорот веществ в биосфере.

Общие рекомендации к тесту по биологии.

Не пытайтесь отвечать наугад, вероятность правильного ответа при этом будет небольшой. Попытайтесь рассуждать логически. Собственной интуиции нужно доверять только тогда, когда исчерпаны ВСЕ способы логического обоснования вопроса.

Не теряйтесь, если Вы не знаете ответа на вопрос, пропустите его и отвечайте на следующий. Вы сможете вернуться к нему снова, если останется время.

Внимательно переносите свои ответы на лист ответов.