21.12.2015

Национальное оценивание образовательных достижений учащихся в Кыргызстане

Результаты исследования НООДУ 2014 года

Результаты исследования НООДУ 2009 года. Сравнение с НООДУ 2007 года

Результаты исследования НООДУ 2007 года

Национальное оценивание достижений учащихся (НООДУ), основанное на репрезентативной выборке учащихся, проводится на регулярной основе и дает возможность получить объективное и научно-обоснованное представление о том, что знают и умеют делать учащиеся. Целью такой периодически проводимой оценки является предоставление Министерству образования, а также всем другим заинтересованным работникам образования и обществу реальной картины учебных достижений учащихся в определенных классах по выбранным дисциплинам. Результаты предоставляются в виде подробного отчета, в котором приводятся все необходимые данные, а также выводы и рекомендации, способствующие определению болевых точек в состоянии образования для принятия решений о мерах, способствующих улучшению качества образования и проведению необходимых реформ. Инструментами Национального оценивания являются тесты и анкеты для учащихся, администрации и преподавателей.

В Кыргызской Республике Национальная оценка проводится в рамках проекта Сельское образование на средства гранта Всемирного банка. На период 2006-2009 годы заданием Министерства образования, науки и молодежной политики в лице проекта Сельское образование для оценивания было определено 2 уровня образовательной школы: 4 и 8 классы. Оценивание должно быть произведено по всей территории Кыргызской Республики с опорой на существующие области. Оценивание будет проведено на всех трех языках обучения (кыргызском, русском, узбекском). Для оценивания определены 3 предметные области: Математика, грамотность чтения и естественные науки ( химия, физика, биология, физическая география). Как уже было отмечено, Национальное оценивание будет проводится на регулярной основе, что даст возможность отслеживать реальные изменения и сдвиги в результатах обучения, а также прилагать целенаправленные и обоснованные усилия на развитие образования в Кыргызстане на обследуемых ключевых уровнях.

Так как в Кыргызстане ранее не проводилось оценки достижений    учащихся  на регулярной основе, необходимо, основываясь на опыте, существующем в мире, разработать свой Framework (структуру) оценивания c тем, чтобы  она отражала особенности нашей образовательной системы и могла быть использована регулярно на протяжении длительного периода времени. С  этой целью предполагается образовать Совет, состоящий из представителей Министерства образования, науки и молодежной политики, работников Академии образования и других заинтересованных лиц, с тем, чтобы они могли участвовать в определении стандартов оценивания, в выработке и конкретизации задач исследования, разработки внутренней структуры Национального оценивания и др. Это необходимо для того, чтобы полученные результаты были максимально востребованы обществом и реально способствовали выработке рекомендаций по развитию образования. Необходимо также определить и четко прописать, какие именно уровни достижений учащихся следует принять за основу и что именно включает в  себя каждый из уровней по каждому из оцениваемых областей знаний. В связи с тем, что отметка в Кыргызстане понимается по разному разными  школами и отдельными учителями, и включает в себя большую долю  субъективизма, современная практика оценивания соотносит достижения  учащихся не со школьными отметками, а с выделяемыми уровнями  достижений учащихся: мы предлагаем ввести   понятия базовый уровень  владения, уровень ниже базового, уровень  хорошего владения и высокий уровень владения учащихся.

  • Базовый уровень показывает, что учащийся частично владеет необходимыми навыками и умениями, необходимыми для того, чтобы иметь возможность дальнейшего, более успешного овладения предметом.
  • Уровень хорошего владения определяется тем, что учащийся владеет предметом в такой степени, чтобы иметь возможность успешного решения проблем и задач в рамках данного предмета.
  • Продвинутый уровень говорит о высоких достижениях в оцениваемой области.
  • Мы также можем говорить об уровне ниже базового, в случаях, когда речь идет о неудовлетворительном овладении учащимися знаниями и навыками.

В связи с этим стоит задача по возможности точно и аргументировано, определить, какие именно знания и умения должен продемонстрировать учащийся на каждом из названных уровней. Следует разработать специальные шкалы и точно прописать, что соответствует тому или иному баллу на шкале. Кроме того, в предоставляемом в результате оценивания отчете каждый читающий должен видеть и понимать, что значит тот или иной балл или принадлежность к тому или иному уровню. Только такая четко прописанная и понятная система шкал и уровней позволит сравнивать достижения, показанные учащимися в разные годы. В этом случае будет не только очевиден прогресс или регресс в общем или по каждой из предметных областей, но так же положение дел с развитием каждого из исследуемых навыков.