Новости

21.12.2015

Национальное оценивание образовательных достижений учащихся в Кыргызстане

Результаты исследования НООДУ 2017 года (4 класс)

Результаты исследования НООДУ 2017 года (8 класс)

Результаты исследования НООДУ 2014 года

Результаты исследования НООДУ 2009 года

Результаты исследования НООДУ 2007 года

Национальное оценивание достижений учащихся (НООДУ), основанное на репрезентативной выборке учащихся, проводится на регулярной основе и дает возможность получить объективное и научно-обоснованное представление о том, что знают и умеют делать учащиеся. Целью такой периодически проводимой оценки является предоставление Министерству образования, а также всем другим заинтересованным работникам образования и обществу реальной картины учебных достижений учащихся в определенных классах по выбранным дисциплинам. Результаты предоставляются в виде подробного отчета, в котором приводятся все необходимые данные, а также выводы и рекомендации, способствующие определению болевых точек в состоянии образования для принятия решений о мерах, способствующих улучшению качества образования и проведению необходимых реформ. Инструментами Национального оценивания являются тесты и анкеты для учащихся, администрации и преподавателей.

В Кыргызской Республике Национальная оценка проводится в рамках проекта Сельское образование на средства гранта Всемирного банка. На период 2006-2009 годы заданием Министерства образования, науки и молодежной политики в лице проекта Сельское образование для оценивания было определено 2 уровня образовательной школы: 4 и 8 классы. Оценивание должно быть произведено по всей территории Кыргызской Республики с опорой на существующие области. Оценивание будет проведено на всех трех языках обучения (кыргызском, русском, узбекском). Для оценивания определены 3 предметные области: Математика, грамотность чтения и естественные науки ( химия, физика, биология, физическая география). Как уже было отмечено, Национальное оценивание будет проводится на регулярной основе, что даст возможность отслеживать реальные изменения и сдвиги в результатах обучения, а также прилагать целенаправленные и обоснованные усилия на развитие образования в Кыргызстане на обследуемых ключевых уровнях.

Так как в Кыргызстане ранее не проводилось оценки достижений    учащихся  на регулярной основе, необходимо, основываясь на опыте, существующем в мире, разработать свой Framework (структуру) оценивания c тем, чтобы  она отражала особенности нашей образовательной системы и могла быть использована регулярно на протяжении длительного периода времени. С  этой целью предполагается образовать Совет, состоящий из представителей Министерства образования, науки и молодежной политики, работников Академии образования и других заинтересованных лиц, с тем, чтобы они могли участвовать в определении стандартов оценивания, в выработке и конкретизации задач исследования, разработки внутренней структуры Национального оценивания и др. Это необходимо для того, чтобы полученные результаты были максимально востребованы обществом и реально способствовали выработке рекомендаций по развитию образования. Необходимо также определить и четко прописать, какие именно уровни достижений учащихся следует принять за основу и что именно включает в  себя каждый из уровней по каждому из оцениваемых областей знаний. В связи с тем, что отметка в Кыргызстане понимается по разному разными  школами и отдельными учителями, и включает в себя большую долю  субъективизма, современная практика оценивания соотносит достижения  учащихся не со школьными отметками, а с выделяемыми уровнями  достижений учащихся: мы предлагаем ввести   понятия базовый уровень  владения, уровень ниже базового, уровень  хорошего владения и высокий уровень владения учащихся.

  • Базовый уровень показывает, что учащийся частично владеет необходимыми навыками и умениями, необходимыми для того, чтобы иметь возможность дальнейшего, более успешного овладения предметом.
  • Уровень хорошего владения определяется тем, что учащийся владеет предметом в такой степени, чтобы иметь возможность успешного решения проблем и задач в рамках данного предмета.
  • Продвинутый уровень говорит о высоких достижениях в оцениваемой области.
  • Мы также можем говорить об уровне ниже базового, в случаях, когда речь идет о неудовлетворительном овладении учащимися знаниями и навыками.

В связи с этим стоит задача по возможности точно и аргументировано, определить, какие именно знания и умения должен продемонстрировать учащийся на каждом из названных уровней. Следует разработать специальные шкалы и точно прописать, что соответствует тому или иному баллу на шкале. Кроме того, в предоставляемом в результате оценивания отчете каждый читающий должен видеть и понимать, что значит тот или иной балл или принадлежность к тому или иному уровню. Только такая четко прописанная и понятная система шкал и уровней позволит сравнивать достижения, показанные учащимися в разные годы. В этом случае будет не только очевиден прогресс или регресс в общем или по каждой из предметных областей, но так же положение дел с развитием каждого из исследуемых навыков.