19.10.2020

Готовимся к предметным тестам ОРТ

Какие темы и разделы школьной программы содержат предметные тесты?

Биология

Тест включает в себя вопросы по следующим разделам биологии: ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и экологии.

Вам будут предложены вопросы, составленные на основе школьной программы по биологии и школьных учебников.

Разделы школьной программы, которые следует повторить при подготовке к экзамену:

        Ботаника

  • Строение растительных тканей, их функции, связь между ними. Наличие различных видов тканей у растений разных отделов.
  • Органы растений (корень, стебель, лист, цветок, плод), их строение, функции, приспособление к средам обитания, видоизменения. Эволюция органов у отделов растений.
  • Размножение и развитие растений. Двойное оплодотворение.
  • Отделы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голо- и покрытосеменные растения. Их строение, жизнедеятельность, размножение.

       Зоология

       Основные отличия животных от растений.

  • Строение, физиология, образ жизни животных разных типов (Простейшие, Кишечнополостные, Черви, Членистоногие, Моллюски, Хордовые). Связи между строением, образом жизни и средой обитания у животных.
  • Эволюция органов и систем органов в царстве. Основные ароморфозы животного мира.
  • Значение животных в природе, жизни человека.

       Анатомия

  • Ткани человека, их строение, функции, их взаимосвязь.

      Системы органов:

  • Опорно-двигательная система (ОДС). Строение костей, скелета, способы соединения костей, мышцы, их строение, работа. Гигиена ОДС.
  • Кровеносная система. Строение сердца и сосудов, круги кровообращения, движение крови, пульс. Виды газообменов. Гигиена органов кровеносной системы.
  • Дыхательная система. Строение дыхательных путей и лёгких. Газообмен. Профилактика заболеваний органов дыхания. 
  • Выделительная система. Строение почек, мочевого пузыря. Работа почек. Первичная и вторичная моча. Гигиена органов выделительной системы.
  • Нервная система. Строение нервов, головного и спинного мозга. Периферическая и центральная нервные системы. Работа рефлекторной дуги. Нервная регуляция работы организма. Гигиена нервной системы.
  • Анализаторы и органы чувств. Строение глаза и уха.
  • Половая система. Строение органов половой системы, их работа. Гигиена органов половой системы.
  • Эндокринная система. Железы внутренней секреции, гормоны. Гуморальная регуляция работы организма.
  • Пищеварительная система. Строение органов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), их работа. Переваривание и  всасывание веществ  в ЖКТ. Гигиена органов пищеварительной системы.
  • Обмен веществ в организме, способы его регуляции. Витамины.
  • Кожа. Строение кожи, терморегуляция. Гигиена кожи.

       Общая биология

  • Уровни организации живой материи.
  • Вирусы как внутриклеточные паразиты. Строение вирусов, особенности их жизнедеятельности.
  • Прокариоты. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий.
  • Клетка. Строение клетки. Состав клетки. Особенности растительной и животной клеток. Обмен веществ в клетке (фотосинтез, энергетический обмен, биосинтез белка). Основные закономерности обменов, их значение. Строение биополимеров, ДНК, видов РНК, АТФ. Комплементарность нуклеотидов. Умение решать задачи на комплементарность.
  • Способы размножения организмов. Митоз. Мейоз. Партеногенез.
  • Гаметогенез. Индивидуальное развитие организмов (зигота, бластула, гаструла, нейрула). Биогенетический закон.
  • Наследственность и изменчивость организмов. Мутации и их виды. Генотип и фенотип.
  • Генетические законы. Сцепленное наследование. Кроссинговер. Задачи на моно и дигибридное скрещивание, неполное доминирование и сцепленное наследование.
  • Селекция. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология.
  • Популяция. Вид. Критерии вида.
  • Движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, виды отборов, виды борьбы за существование), изоляция. Способы видообразования. Относительность приспособлений.
  • Основные этапы развития органического мира.
  • Направления эволюции (ароморфоз, дегенерация, идиоадаптация).
  • Антропогенез и его основные движущие силы.
  • Основы экологии. Экологические факторы, виды отношений между организмами. Приспособления организмов к ограничивающим факторам.
  • Биогеоценоз, цепи питания (пастбищная и детритная). Саморегуляция. Правило экологической пирамиды. Агроценоз. Смена биогеоценозов.
  • Биосфера, её границы. Функции живого вещества. Круговорот веществ в биосфере.

Химия

Предметный тест  по химии  предназначен для  выпускников, прошедших полный курс общеобразовательной школы и поступающих в вузы Кыргызской Республики на факультеты, где химия является одной из  профилирующих  дисциплин.

Тест по химии оценивает умение применять полученные на уроках химии знания для решения новых задач.

Все задания теста составлены строго в соответствии со школьной программой и материалами учебников.

Тест включает в себя следующие содержательные блоки:

      1. Общую химию

      2. Неорганическую химию

      3. Органическую химию

При подготовке к экзаменам обратите внимание на следующие вопросы программы:

Общая химия

  • Физические и химические явления.
  • Чистые вещества и смеси. Разделение смесей на компоненты.
  • Структурные единицы вещества: атом, молекула, ион.
  • Стехиометрические законы в химии. Количество вещества.
  • Химический элемент. Простые и сложные вещества.
  • Химические формулы простых и сложных веществ. Графические формулы соединений.
  • Химические реакции. Признаки. Классификация. Уравнения реакций.
  • Строение атомов химических элементов: строение ядра, изотопы, электронная конфигурация атома, основные и возбуждённые состояния атома.
  • Периодический закон и периодическая система химических элементов. Зависимость свойств элементов от положения в периодической системе.
  • Химическая связь. Механизмы образования химической связи. Типы химической связи. Характеристика химической связи (длина, полярность).
  • Пространственное строение молекул. Виды гибридизации валентных орбиталей атомов, образующих химическую связь с другими атомами. Пространственное строение кристаллов. Типы кристаллических решёток.
  • Основы химической кинетики: скорость химической реакции, зависимость скорости от различных факторов.
  • Обратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.
  • Основы термодинамики: тепловой эффект химической реакции.
  • Растворы, их классификация. Растворимость веществ. Кристаллогидраты. Способы выражения концентрации растворенного вещества в растворе. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация, степень диссоциации и ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации
  • Окислительно-восстановительные реакции. Ряд стандартных электродных потенциалов

Неорганическая химия

  • Основные классы неорганических веществ. Номенклатура. Генетическая связь между ними. Химические свойства и получение веществ.
  • Водород и его соединения.
  • Кислород и его соединения.
  • Галогены и их соединения.
  • Сера и её соединения.
  • Азот и его соединения.
  • Фосфор и его соединения.
  • Углерод и его соединения.
  • Кремний и его соединения.
  • Металлы: 

               а)  главных  подгрупп: щелочные, щелочноземельные, алюминий;

               б)  побочных  подгрупп: железо, цинк, марганец.

Органическая химия

  • Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия. Виды изомерии.
  • Типы органических реакций.
  • Гомологические ряды органических соединений.
  • Предельные углеводороды (алканы, циклоалканы).
  • Непредельные углеводороды (алкены,  алкины).
  • Сопряженные системы (алкадиены с сопряженными связями, бензол и его гомологи).
  • Одноатомные и многоатомные спирты. Фенол. Сравнение свойств с алифатическими спиртами. Простые эфиры.
  • Органические  соединения, содержащие карбонильную группу: альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
  • Углеводы- моно- и полисахариды.
  • Алифатические и ароматические амины.
  • Высокомолекулярные соединения (ВМС) - реакции полимеризации, поликонденсации и сополимеризации. Общие понятия химии ВМС – мономер, полимер, элементарное звено, степень полимеризации. Различные типы ВМС.

Физика

Предметный тест по физике предназначен для выпускников, прошедших полный курс общеобразовательной школы и поступающих в вузы Кыргызской Республики на факультеты, где физика является одной из профилирующих дисциплин.

Тест по физике оценивает умение применять знания, полученные на уроках физики.

Все вопросы теста составлены строго в соответствии со школьной программой и материалами учебников.

Тест включает в себя следующие темы:

  1. Кинематика
  2. Динамика
  3. Законы сохранения в механике
  4. Гидро- и аэромеханика
  5. Молекулярно-кинетическая теория
  6. Тепловые явления
  7. Термодинамика
  8. Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел
  9. Электростатика
  10. Постоянный ток в различных средах
  11. Магнитное поле
  12. Механические колебания
  13. Механические волны
  14. Переменный ток
  15. Геометрическая оптика
  16. Атомная физика

При подготовке к тесту обратите внимание на следующие вопросы программы:

1. Кинематика

  • Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение равномерного прямолинейного движения. Графики равномерного прямолинейного движения.
  • Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Перемещение при равноускоренном движении. Геометрический смысл перемещения при равноускоренном движении. Уравнения скорости и перемещения равноускоренного прямолинейного движения. Графики равноускоренного прямолинейного движения.
  • Мгновенная и средняя скорости неравномерного движения.

2. Динамика

  • Законы Ньютона.
  • Взаимодействие тел. Масса тел.
  • Сила, измерение сил. Динамометры.
  • Сила тяжести, сила упругости, сила трения.
  • Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения
  • Вес тела. Вес тела, движущегося по вертикали с ускорением.
  • Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость.
  • Движение тел под действием силы тяжести.
  • Движение тел под действием силы упругости.
  • Движение тел под действием силы трения.
  • Движение тел под действием нескольких сил.
  • Движение тела по окружности.
  • Равновесие тел. Условия равновесия тел.

З. Законы сохранения в механике.

  • Импульс тела. Импульс силы. Удары: упругий и неупругий.
  • Закон сохранения импульса.
  • Механическая работа. Геометрический смысл работы. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Работа силы трения.
  • Мощность. КПД механизмов и машин.
  • Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механических процессах.

4. Гидро- и аэромеханика

  • Давление жидкости и газа. Атмосферное давление.
  • Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс.
  • Закон Архимеда.
  • Движение жидкостей и газов.
  • Условие плавания тел.

5. Молекулярно-кинетическая теория (МКТ)

  • Основные положения молекулярно-кинетической теории. Масса и  размеры молекул. Число Авогадро.
  • Силы взаимодействия молекул.
  • Строение газообразных, жидких и твёрдых тел.
  • Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ.
  • Скорости молекул газа.
  • Уравнение состояния идеального газа.
  • Газовые законы, диаграммы изопроцессов.

6. Тепловые явления

  • Тепловое равновесие. Способы передачи тепла. Количество теплоты. Температура.
  • Парообразование и конденсация. Удельная теплота парообразования. Кипение. Температура кипения.
  • Плавление и отвердевание твёрдых тел. Удельная теплота плавления.
  • Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

7. Термодинамика

  • Работа в термодинамике. Геометрический смысл работы.
  • Внутренняя энергия идеального газа.
  • Первый закон термодинамики.
  • Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.

8. Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел

  • Насыщенный пар, его свойства.
  • Влажность воздуха.
  • Поверхностное натяжение жидкостей, смачивание, капиллярные явления
  • Кристаллические и аморфные тела.
  • Виды деформации твёрдых тел.
  • Закон Гука. Диаграмма растяжения твёрдых тел
  • Механические свойства твёрдых тел.

9. Электростатика

  • Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
  • Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Графическое изображение электрических полей.
  • Работа электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Потенциал электрического поля точечного заряда. Связь между напряжённостью электрического поля и напряжением.
  • Электроёмкость проводника. Конденсаторы. Ёмкость плоского конденсатора. Соединение конденсаторов в батареи. Энергия заряженного конденсатора.

10. Постоянный электрический ток в различных средах

  • Электрический ток. Сила тока.
  • Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.
  • Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
  • Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца.
  • Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи постоянного тока.
  • Электрический ток в металлах, вакууме, жидкостях, газах, полупроводниках.
  • Законы электролиза.

11. Магнитное поле

  • Магнитное взаимодействие. Магнитное поле. Направление вектора магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции.
  • Графическое изображение магнитных полей.
  • Магнитное поле тока. Магнитная проницаемость среды.
  • Закон Ампера. Сила Лоренца.
  • Магнитное поле Земли.

12. Механические колебания

  • Колебательное движение. График, основные характеристики, уравнение координаты, скорости, ускорения гармонического колебания.
  • Период, частота пружинного и математического маятников.
  • Превращение энергии при колебательном движении.
  • Вынужденные колебания. Механический резонанс, учёт и использование его в технике.

13. Механические волны

  • Волновые явления.
  • Виды волн. Образование поперечной и продольной волны.
  • Длина волны, скорость распространения волн.

14. Переменный ток

  • Явление электромагнитной индукции.
  • Закон электромагнитной индукции.
  • Правило Ленца.
  •  Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
  • Свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре. Превращение энергии в контуре.
  • Период свободных колебаний.
  • Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Принцип радиолокации и ее применение.
  • Уравнения силы тока и напряжения в цепи переменного тока.
  • Шкала электромагнитных волн.

15. Оптика

  • Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света.
  • Закон отражения света. Плоское зеркало.
  • Закон преломления света. Ход лучей в плоскопараллельной пластине. Ход лучей в призме.
  • Линзы. Построение изображения. Формула тонкой линзы. Глаз, очки. Оптические приборы.
  • Волновая оптика. Скорость света.
  • Волновые свойства света: интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация.

16. Атомная физика

  • Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда.
  • Закон радиоактивного распада.
  • Ядерные реакции.

  Математика

Тест по математике предназначен для выпускников, прошедших полный курс общеобразовательной школы и поступающих в вузы Кыргызской Республики на специальности, где математика является одним из профилирующих предметов.

Все вопросы теста составлены в соответствии со школьной программой.

В тесте представлены следующие содержательные линии:

        1. Числа и вычисления.

        2. Преобразование выражений:

  • тождественные преобразования рациональных и иррациональных выражений,
  • тождественные преобразования логарифмических  выражений,
  • тождественные преобразования тригонометрических  выражений.

       3. Уравнения и неравенства:

  • рациональные,
  • иррациональные,
  • показательные,
  • логарифмические,
  • тригонометрические.

 

       4. Последовательности. Прогрессии.

       5. Функции:

  • элементарные функции и их свойства,
  • различные способы задания функций,
  • исследование функций с помощью производной.

       6. Геометрия:

  • геометрические фигуры и их свойства,
  • вычисление геометрических величин. 

Для успешной сдачи теста по математике вам понадобятся следующие умения:

  • оперировать формулами сокращённого умножения, раскладывать многочлены на множители, выполнять тождественные преобразования и операции с рациональными степенями;
  • выполнять действия с иррациональными выражениями;
  • иметь представление о логарифме числа, применять основные свойства логарифмов;
  • владеть навыками решения рациональных и иррациональных уравнений и неравенств;
  • применять определение модуля  числа, понимать,  в  чем  заключается его геометрический  смысл;
  • использовать координатную прямую для интерпретации решения неравенства с одной переменной, координатную плоскость – для интерпретации решения неравенства с двумя переменными;
  • использовать уравнения  и неравенства как аппарат решения задач;
  • владеть искусством равносильных преобразований, в частности, переходить к системе рациональных неравенств или к смешанной системе при решении иррациональных, показательных, логарифмических и других уравнений и неравенств;
  • выполнять преобразования тригонометрических выражений, выбирая самую полезную формулу в каждой конкретной ситуации;
  • иметь представление о числовых функциях и  последовательностях, в частности, знать свойства арифметической и геометрической прогрессии;
  • находить  значение функции по заданному значению аргумента и значение аргумента по заданному значению функции в случаях различных способов задания функции;
  • уметь применять основные свойства элементарных функций;
  • устанавливать зависимость расположения графика функции в координатной плоскости от значений коэффициентов;
  • вычислять производные элементарных функций;
  • применять геометрический смысл производной;
  • применять производную как средство исследования функции;
  • определять свойства функции по графику ее производной;
  • знать определения и основные свойства геометрических фигур;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин;

анализировать информацию, представленную текстом, таблицей, рисунком, графиком, и делать выводы.  

 История

Тест по истории включает в себя вопросы по двум разделам истории: всемирная история и история Кыргызстана. Вопросы по истории России входят в раздел всемирной истории.

Предложенные в тесте вопросы составлены на основе школьной программы по истории и школьных учебников.

Тест по истории оценивает следующие умения:

  • анализировать исторические источники и факты,
  • делать выводы и определять значение исторических событий,
  • работать с исторической картой и исторической хронологией,
  • выделять главное и второстепенное в исторических событиях,
  • сопоставлять исторические факты,
  • понимать причинно-следственные связи в истории,
  • понимать закономерности исторического процесса.

При подготовке к тесту обратите внимание на следующие разделы школьной программы:

Раздел I. Всеобщая история.

       1. Введение.

  • Историческое летоисчисление
  • Счёт лет в истории
  • Григорианский календарь
  • Мусульманское летоисчисление

       2. История Древнего мира.

  • Первобытнообщинный строй
  • Понятие неолитической революции
  • Древние цивилизации Востока: Египет, Междуречье, Китай, Индия

       3. Античные цивилизации: Древняя Греция и Древний Рим.

  • Античный полис
  • Демократия
  • Империя
  • Гражданские войны
  • Античная культура

       4. Эпоха средневековья.

  • Феодальное землевладение
  • Феодальное законодательство
  • Феодальные междоусобицы
  • Процесс централизации государств
  • Христианство и Ислам
  • Город и его значение для средневековья
  • Культура средневековья: архитектура, изобразительное искусство, наука, книгопечатание

       5. Новое время.

  • Великие географические открытия
  • Революции как тип развития
  • Революционная ситуация: причины, следствия, значение
  • Промышленный переворот и формирование индустриальной цивилизации
  • Закономерности и особенности исторического развития в новое время
  • Империалистические войны

       6. Новейшее время – ХХ век.

  • Мировые войны
  • Социализм: социалистические революции, социалистическая система стран, распад социалистической системы
    • Биполярный мир: холодная война, гонка вооружения, военные конфликты, разрядка напряжённости
    • Мировой кризис
    • Процесс глобализации

Раздел II. История Кыргызстана.

       1. Древняя история Кыргызстана

  • Бронзовый век на территории Кыргызстана: андроновская и чустская археологические культуры
  • Ранние сакские кочевые союзы: хозяйство, общественное устройство, культура
  • Первые государства Усунь и Давань
  • Взаимодействие кочевой и оседлой культур

       2. Великий Тюркский каганат и его наследники

  • Этногенез тюрок
  • Образование Великого Тюркского каганата
  • Он Ок Эли
  • Западно-Тюркский каганат
  • Тюргешский каганат
  • Караханидский каганат

       3. Кыргызы и государство Чингизидов.

  • Завоевание монголо-татарами кыргызов и территории Кыргызстана
  • Государство Моголистан и взаимоотношения с Тимуридами

       4. Этногенез кыргызов.

  • Древние кыргызы – гянь-гунь
  • Енисейские кыргызы
  • Формирование кыргызской народности на Тянь-Шане

       5. Кыргызстан в XIV-XVIII вв.

  • Попытки консолидации кыргызских племён
  • Эпос «Манас»
  • Борьба с Джунгарским ханством и Цинским Китаем
  • Взаимоотношения кыргызов с Кокандским ханством

       6. Кыргызстан в составе России.

  • Вхождение Кыргызстана в состав России: кыргызские посольства, причины и процесс вхождения, особенности присоединения Северного и Южного Кыргызстана, значение
  • Изменения в хозяйстве, быту, общественном устройстве, культуре
  • Восстание 1916 г.
  • Участие Кыргызстана в российских революциях
  • Государственное строительство
  • Вклад Кыргызстана в победу в Великой Отечественной войне
  • Особенности экономического, политического и культурного развития Кыргызстана в советский период

       7. Суверенный Кыргызстан.

  • Установление суверенитета
  • Изменения в политической и экономической сфере
  • Кыргызстан и международное сообщество
  • Кыргызская диаспора

Английский язык

Тест по английскому языку состоит из лексико-грамматических заданий, текстов и вопросов к ним.

Тест основан на школьной программе и проверяет умение пользоваться знаниями по следующим темам грамматики английского языка:

  • артикль,
  • прилагательное,
  • наречие,
  • времена глагола,
  • модальные глаголы,
  • инфинитив,
  • залог,
  • местоимение,
  • герундий,
  • условное предложение,
  • причастие,
  • структура предложения,

 а также лексический материал:

  • синонимы,
  • антонимы,
  • омонимы,
  • полисемия,
  • предлоги,
  • состав слова,
  • конверсия,
  • союзы.

 

Кыргыз тили жана адабияты боюнча предметтик тест

Бул тестти Кыргыз Республикасынын ЖОЖдорунда филология адистигине окууну каалаган абитуриенттер тапшырат.

Тест эки бөлүмдөн турат:

  • кыргыз тили;
  • кыргыз адабияты.

Кыргыз тили

Суроолор, мектеп программасынын негизинде, тил илиминин төмөнкү бөлүмдөрү боюнча түзүлдү:

  • фонетика;
  • лексика;
  • морфология;
  • синтаксис;
  • орфография;
  • пунктуация;
  • стилистика.

Кыргыз адабияты

Бул тест кыргыз адабияты боюнча мектептеги окуу программасын эске алуу менен түзүлдү. Тест тапшырмаларында кыргыз адабиятынын негизги учурлары, көрүнүктүү акын-жазуучулардын өмүрү-чыгармачылыгы, негизги теориялык-адабий түшүнүктөр камтылды.

Абитуриенттер төмөндөгүдөй билгичтиктерди көрсөтө билүүсү керек: 

  • тарыхый-адабий процесстин жана кыргыз жазуучуларынын өмүрү-чыгармачылыгынын урунттуу учурларын көрсөтө билүү;
  •  эпикалык, лирикалык, драмалык чыгармалардын негизги идеясын ачып берүү;
  • чыгармалардын ортосундагы мазмундук үндөштүктү таба билүү;
  • негизги теориялык-адабий түшүнүктөрдү жана көркөм кептин өзгөчөлүктөрүн колдоно билүү;
  • адабий чыгармалардын жанрдык бөтөнчөлүктөрүн аныктай билүү;
  • жазуучунун көркөм дүйнөсүнүн негизги сапаттарын, автордук позициясын чечмелей билүү; 
  • адабият изилдөөчүлөрдүн жана сынчылардын көз караштарынын ортосундагы бири-бирин ырастаган, төгүндөгөн, чечмелеген, толуктаган ойлорду ажырата билүү ж.б.у.с.

Тесттин биринчи бөлүгү адабияттагы 4 багыт боюнча түзүлдү: адабият теориясы, адабий образдар, адабият тарыхы,  автордук позиция жана автордук дүйнө.

Тесттин экинчи бөлүгүндө абитуриенттерге текст жана ага карата төмөндөгүдөй суроолор берилет: образдык система, автордук позиция, подтекстти аныктоо, жанрдык өзгөчөлүктөр, көркөм кептин өзгөчөлүктөрү, кейипкерлердин мүнөздөмөлөрү, тексттеги көркөм-сүрөттөө каражаттарынын ролу ж.б.у.с.

 

Программанын мазмуну

 Адабий каарман жана анын жаралышы (портрет, кеп, көркөм деталь, пейзаж).

  • Каарман. Прототип түшүнүгү. Адабий тип. Лирикалык каарман. Көркөм адабияттын тектери (эпос, лирика, драма) жана анын негизги жанрлары.
  • Чыгарманын мазмуну жана формасы. Сюжет, фабула, конфликт. Чыгарманын композициясы. Тема, проблема, идея.
  • Көркөм чыгармадагы көркөм туюндуруу каражаттары. Салыштыруу, эпитет, метонимия, метафора, аллегория, символ, гипербола, антитеза.
  • Аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, градация.
  • Элдүүлүк, адабияттагы гуманизм жана психологизм.
  • Адабияттагы салттуулук жана жаңычылдык.
  • Ырдын өзгөчөлүктөрү. Поэтикалык интонация.
  • Ыр өлчөмү (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).
  • Адабияттагы комедиялуулуктун түрлөрү (юмор, ирония, сатира, сарказм).
  • Комедиялуулукту түзүү жолдору (каражаттары) (гипербола, гротеск).
  • Адабият тарыхы

Тарыхый-адабий процесс. Негизги адабий багыттар жана агымдар: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм.

XIX-XX кылымдардагы акын-жазуучулардын өмүр баяны, жашоосу, чыгармачылыгы: кыргыз адабиятынын жана маданиятынын тарыхына кошкон салымдары.

Абитуриенттерге төмөнкү элдик оозеки чыгармачылыктагы кенже эпосторду, дастандарды; эл акындарынын жана кыргыз профессионал адабиятындагы акын-жазуучулардын, драматургдардын чыгармаларын сунуштайбыз:

«Жаныш-Байыш»;

«Кедейкан»;

«Кожожаш»;

«Шырдакбек»;

«Эр Табылды»;

«Эр Төштүк» ж.б.

Арстанбек Буйлаш уулу. Казалдары;

Барпы Алыкулов. Ырлары;

Жеңижок. Ырлары;

Калыгул Бай уулу. Ырлары;

Молдо Кылыч. Ырлары жана казалдары;

Токтогул Сатылганов. Ырлары ж.б.

Аалы Токомбаев. «Кандуу жылдар», «Жараланган жүрөк»;

Алыкул Осмонов. Ырлары жана поэмалары;

Аман Саспаев. «Татым туз», «Сарала ит»;

Байдылда Сарногоев. Ырлары;

Беганас Сартов. «Роботтун туулган күнү», «Үчүнчү толкун»;

Жалил Садыков. «Манастын уулу Семетей»;

Жоомарт Бөкөнбаев. Ырлары;

Жусуп Турусбеков. «Ажал ордуна», «Энем»;

Касым Тыныстанов. Ырлары;

Касымалы Баялинов. «Ажар»;

Касымалы Жантөшев. «Каныбек», «Курманбек»;

Кубанычбек Маликов. «Балбай»;

Кусейин Эсенкожоев. «Үчүнчү шар»;

Мидин Алыбаев. Ырлары;

Мукай Элебаев. «Күүнүн сыры», «Узак жол», «Бороондуу күнү»;

Райкан Шүкүрбеков. Ырлары;

Сүйүнбай Эралиев. «Жаңыл Мырза», «Аттын ыйы»;

Токтоболот Абдымомунов. «Абийир кечирбейт»;

Төлөгөн Касымбеков. «Сынган кылыч», «Адам болгум келет»;

Түгөлбай Сыдыкбеков.   «Тоо арасында», «Тоо балдары»;

Чыңгыз Айтматов. «Ак кеме», «Жамийла», «Биринчи мугалим», «Бетме-бет», «Саманчынын жолу», «Кыямат», «Кылым карытар бир күн», «Гүлсарат» ж.б.

 Эскертүү: Бул жогоруда саналгандарды гана кароо керек дегенге жатпайт, кыскасы, кыргыз тили жана адабияты боюнча предметтик тестти ийгиликтүү тапшырууну каалаган абитуриент мектеп программасында өтүлгөн бардык материалдарды кайталашы керек.

 

Русский язык и литература

Настоящий тест оценивает степень овладения ключевыми компетентностями и предметными компетентностями по русскому языку и русской литературе и адресован абитуриентам, поступающим в вузы Кыргызской Республики на филологическую специальность, где данные предметы являются профилирующими.  

Тест содержит два раздела:

            •           русский язык;

            •           русская литература.

Русский язык

Абитуриентам необходимо продемонстрировать:

а) понимание основных закономерностей русского языка;

б) владение навыками анализа, синтеза и оценки языковых явлений на уровне слова – предложения - текста.

Вопросы составлены в соответствии с основными разделами науки о языке, которые изучаются в школе:

            •           фонетика;

            •           словообразование;

            •           лексика;

            •           морфология;

            •           синтаксис;

            •           орфография;

            •           пунктуация;

            •           стилистика.

В отличие от раздела «Практическая грамматика русского языка» основного теста ОРТ (см. «Словесно-логический тест»), данный тест содержит и задания по практической грамматике, и задания на понимание абитуриентом системы языка.

 

Русская литература

Тест по русской литературе составлен с учётом школьной программы и на основе знаний текстов произведений художественной литературы, сведений об основных периодах русской литературы, биографических сведений о жизни и творчестве виднейших писателей, основных теоретико-литературных понятий.

Абитуриентам необходимо продемонстрировать:

            •           умения определять закономерности историко-литературного процесса и соотносить литературное произведение с основными фактами жизни и творчества писателей 19-20 вв;

            •           знание историко-культурного контекста и понимание эстетического, нравственно-философского и общественного значения литературного произведения;

            •           навыки анализа сюжета и проблематики изучаемых эпических, лирических, драматических произведений,  особенностей и средств создания образов-персонажей;

            •           знание  базовых теоретико-литературных понятий и особенностей художественной речи;

            •           умения определять жанровую специфику литературного произведения;

            •           умения выделять основные черты художественного мира писателя, авторскую позицию. 

            Тест состоит из двух частей.

Первая часть включает самостоятельные задания по теории литературы, литературным образам, истории литературы, по авторской позиции и оценке авторского мира. Во второй части теста абитуриентам предлагается текст (примерный объём 350-400 слов) и задания к нему: по образной системе, по авторской позиции, по выявлению подтекста, жанровых особенностей и особенностей художественной речи и композиции, характеристике персонажей, по пониманию роли изобразительно-выразительных средств в произведении. 

 

При подготовке к тесту абитуриентам следует руководствоваться рекомендациями школьной программы.

 

Содержание программы 

            •           Литературный герой и средства его создания (портрет, речь, художественная деталь, интерьер, пейзаж).

            •           Персонаж. Понятие прототипа. Литературный тип. Лирический герой. Роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры.

            •           Содержание и форма произведения. Сюжет, фабула, конфликт. Композиция произведения. Тема, проблема, идея.

            •           Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Сравнение, эпитет, олицетворение, метонимия, метафора, аллегория, символ, гипербола, антитеза.

            •           Аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, градация.

            •           Народность, гуманизм и психологизм литературы.

            •           Традиции и новаторство в литературе.

            •           Особенности стихотворной речи. Поэтическая интонация.

            •           Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

            •           Виды комического в литературе (юмор, ирония, сатира, сарказм).

            •           Приёмы (средства) создания комического (эзопов язык, гипербола, гротеск).

            •           История литературы. Историко-литературный процесс. Основные литературные направления и течения. Жизнь, творчество, личность писателей и поэтов XIX и XX веков: вклад в историю русской литературы и культуры. 

Авторы и произведения XIX и XX вв.

А.С. Грибоедов. Комедия в стихах «Горе от ума».

А.С. Пушкин. Лирика. «Повести Белкина». Роман «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Роман «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Поэма «Мёртвые души».

А.Н. Островский. Пьесы «Гроза», «Бесприданница»

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов. Лирика.

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города».

В.Г. Белинский, И.А. Гончаров, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов. Литературная критика.

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы. Роман-эпопея «Война и мир».

А.П. Чехов. Рассказы. Трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви) 

 Пьеса «Вишнёвый сад».

М. Горький. Рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Мальва», «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Очерки «Несвоевременные мысли».

И.А. Бунин. Лирика. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи», очерки «Окаянные дни».

А.И. Куприн. Повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

Серебряный век русской поэзии.

А.А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский. Лирика. Поэма «Во весь голос».

С.А. Есенин. Лирика.

М.И. Цветаева. Лирика.

А.А. Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием».

Б.Л. Пастернак. Лирика.

М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Роман «Мастер и Маргарита».

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон», повесть «Судьба человека».

А.Т. Твардовский. Лирика.  Поэма «Василий Тёркин»

А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор».

В. Шаламов.  «Колымские рассказы»

Поэзия 1960-х –1990-х гг. Н. Рубцов, А. Тарковский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Д. Самойлов, И. Бродский и др.

Ю. Бондарев. Роман «Горячий снег».

В. Быков. Повести «Сотников», «Обелиск»

В. М. Шукшин. Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам» и др.

В.П. Астафьев. Повествование в рассказах «Царь-рыба»

Ч. Айтматов. Романы «И дольше века длится день», «Плаха», повесть «Белое облако Чингисхана».

 

За более подробной информацией обращайтесь к бесплатной брошюре «Готовимся к общереспубликанскому тесту», размещённой на нашем сайте, и платным пособиям по подготовке к предметным тестам, которые можно приобрести в нашем офисе по адресу: ул. Тыныстанова д. 98.