20.01.2016

Словесно-логический тест

Этот тест оценивает уровень словесно-логического мышления абитуриента, а также умение правильно понимать слова родного языка в соответствии с их значениями, закрепленными в словарях. Тест включает два раздела:

·    «Аналогии и дополнение предложений»

·   «Чтение и понимание»

Эти разделы введены в словесно-логический тест,  чтобы проверить, насколько глубоко Вы понимаете написанное. Способности читать внимательно и размышлять о прочитанном  являются решающими для успешного обучения в высшем учебном заведении. В  вузе Вам придется самостоятельно читать различную научную, техническую литературу  в больших объемах. Чтение  учебной литературы и научных источников является непременным условием при освоении разных специальностей, а особенно тех, которые  связаны с философией, историей, филологией. Словесно-логические, или вербальные, умения – основа Ваших будущих академических  успехов.

Аналогии и дополнение предложений

Данный раздел состоит из двух частей: «Аналогии» и «Завершение предложений». Между частями раздела нет паузы.

Часть «Аналогии» проверяет богатство лексики, которую Вы используете, оценивает умение анализировать логические отношения между понятиями,  находить зависимость между словами в паре.

Слово «аналогия» произошло от греческого analogos – соответственный, соразмерный. Оно обозначает явления или понятия, которые сравниваются. Аналогии устанавливают сходство или различие между словами по одному или нескольким признакам.

Указания к решению аналогий

Каждая аналогия в тесте состоит из пяти пар слов. Первая пара выделена жирным шрифтом. Она  называется «эталонной парой». Эталонная пара  задает, показывает образец определенного типа связи между словами.

За эталонной парой следуют ответы. Это четыре пары слов, напечатанные более мелким шрифтом  и имеющие буквенные обозначения (А), (Б), (В), (Г). 

Например:

учитель – мел

(А) школа – класс

(Б)  врач – халат

(В) книга – учебник

(Г) художник – кисть

Ваша задача состоит в том, чтобы  правильно определить, какие отношения существуют между словами в эталонной паре, а затем найти пару слов с подобными отношениями в вариантах ответов.

 В данной эталонной паре слова «учитель – мел» соотносятся следующим образом: «учитель» - «человек», «мел» –  «предмет, которым учитель пользуется с профессиональной целью». Поразмышляйте над парами слов в ответах. Эталонной паре соответствует пара  «художник – кисть».

Как решать аналогии?

Будьте внимательны. Между словами в парах может быть более одного типа отношений. Пробуйте составлять разные варианты предложений, определяющие отношения между словами, пока не найдёте лучший.

Не ищите в ответах слова со значениями, сходными со словами из эталонной пары. Значения слов в аналогиях не так важны, как отношения между ними.

Следите за тем, чтобы порядок слов в предполагаемом ответе был таким же, как и в эталонной паре.

Обязательно рассмотрите все четыре варианта ответов.

Только один из предложенных четырех вариантов ответов может быть правильным.  

Дополнение предложений

Часть «Дополнение предложений» оценивает

·               уровень Вашего словарного запаса;

·               способность понимать логические связи между разными частями высказывания.

Этот раздел теста содержит высказывания, состоящие из одного или двух предложений, в которых могут быть  от одного до четырех пробелов. За высказыванием следуют четыре варианта ответов (от «А» до «Г»). Ответы состоят из слов, предназначенных  для вставок в упомянутые пробелы.

Эти слова-вставки по горизонтали соответствуют той последовательности, в которой их необходимо использовать для дополнения предложений. Они близки по смыслу, но только один ответ является правильным. Остальные – отвлекающие, или ложные, ответы.

Необходимо найти правильный ответ в одной и той же горизонтальной вставке.  Нельзя использовать одну часть слов из одной горизонтальной вставки, а другую - из остальных.

Как выполнять задания на дополнение предложений ?

Внимательно прочитайте все высказывание, выясните, каким образом различные его части соотносятся друг с другом.

Обратите внимание на каждое слово в высказывании. Убедитесь в том, что Вы правильно понимаете значение всех слов, входящих в предложение.

Обратите внимание на слова (предлоги, союзы, вводные конструкции и т.п.), связывающие  предложения (несмотря на, таким образом, потому что, тем не менее, в то же время, напротив и т.п.). Это ключевые слова. Использование таких слов влияет на смысл высказывания. Они могут помочь вам определить, каким образом части высказывания соотносятся друг с другом.

Прочитайте все варианты ответов. Убедитесь, что Вы понимаете значение слов, предлагаемых для вставок.

Выяснив главный смысл высказывания, выберите тот вариант ответа, который лучше всего соответствует внутренней логике предложения.

Например:

 

_____________ верить в эту идею, ________ до сегодняшнего дня никому не удалось _________.

 

(А) Можно / так как / сформулировать её

(Б) Невозможно / потому что / противопоставить ей другую

(В) Трудно / несмотря на то, что / опровергнуть её

(Г) Принято / хотя / отменить её

 

В этом задании только одно предложение, но оно содержит три пропуска. В основе этого задания – установление причинно-следственных отношений между  частями высказывания.

Ответ (А) не может быть правильным. Положение, при котором можно верить в идею потому, что ее не удалось сформулировать, неприемлемо.

Ответ (Б) тоже не может быть признан правильным, так как факт, что до сегодняшнего дня не удалось противопоставить этой идее другую, назван в нем причиной того, что в идею можно верить.

Вариант (В) - правильный ответ. Несмотря на то, что идея не была опровергнута, трудно в нее поверить.

Вариант (Г) содержит такую же логическую ошибку, что и варианты (А) и (Б): нарушение причинно – следственной связи частей предложения. Если принято верить в эту идею, то не вопреки тому, что никому не удалось ее отменить, а вследствие того, что это не удалось сделать.

Правильный ответ (В).