20.01.2016

Чтение и понимание текста

Вопросы раздела «Чтение и понимание» оценивают умение внимательно читать различные тексты (объемом от 400 до 850 слов), понимать прочитанное и размышлять о нем.

Фрагменты текстов для раздела «Чтение и понимание» взяты из различных областей знаний: гуманитарной, социальной и естественнонаучной. Используются также повествовательные произведения художественной и документальной прозы.

На работу с данным разделом теста отводится 60 минут.

В раздел включены два самостоятельных текста и два связанных друг с другом фрагмента. Один из двух фрагментов поддерживает, дополняет другой или противоречит ему в некоторых аспектах. Каждый текст или пара связанных отрывков сопровождается рядом вопросов.

Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочитайте текст, так как ответы на вопросы прямо или косвенно содержатся в нем. Текст должен доказывать правильный ответ. В нем содержится информация или детали, которые подтверждают правильный ответ.

Обратите внимание: строки текста пронумерованы, цифрой отмечена каждая пятая. Это сделано для того, чтобы Вам легче было найти строки, указанные в вопросе или задании.

Правильный вариант ответа закрасьте на листе ответов. Помните, что только один из предлагаемых ответов является верным.

Какие вопросы ожидают Вас в этом разделе?

· Вопросы на выявление значений слов. Вам необходимо определить значение слов в контексте, т.е. в предлагаемом словесном окружении данного текста. Чтобы найти правильный ответ, нужно соотнести значение указанных слов с другими словами или с содержанием фрагмента текста.

Большинство вопросов направлено на выбор правильного значения слова из нескольких предлагаемых вариантов ответов.

Вопросы на точное понимание оценивают умение определять самую важную информацию, заключенную в тексте.
· Вопросы на рассуждение-обобщение проверяют умение всесторонне анализировать и синтезировать информацию, понимать оценки, выводы, сделанные автором, определять приемы, использованные им. Большинство вопросов на чтение и понимание связаны с этой категорией. Отвечая на эти вопросы, нужно показать следующие умения:

· понимать авторские выводы и оценку;

· следовать логике аргумента;

· сопоставлять аргументы;

· определять причину и следствие;

· определять, насколько описываемые факты или действия согласованы между собой;

· видеть подтекст, связывать идеи друг с другом или с содержанием текста в целом;

· объяснять роль языковых приемов.

Для того чтобы ответить на большинство вопросов этого раздела, Вы должны будете сделать три вещи: уяснить смысл вопроса, найти в тексте информацию, необходимую для ответа, и подумать, как эта информация может быть использована.

Постарайтесь обратить внимание на следующие моменты:

· Ответы содержатся в тексте. Ответ на каждый вопрос прямо или косвенно заключается в тексте, поэтому необходимо быть внимательным при чтении.

· Каждое слово в тексте имеет значение. Встречая описания людей, событий, предметов, Вы должны обращать внимание на определения, а также на детали. Например, выражения «приятное или покрытое шрамами лицо», «неожиданный поворот событий» содержат определения, создающие настроение, чувство и несущие оценочное значение.

· Вариант ответа может казаться правильным и в то же время не быть верным. Верным является тот вариант ответа, который лучше остальных подходит в данном случае, а не любой, который несет в себе правдивое утверждение. Вариант ответа может полностью соответствовать смыслу текста и в то же время быть неправильным. Чтобы избежать ошибок в случаях с такими вариантами, Вам необходимо очень внимательно прочитать текст, хорошо понять вопрос и вдуматься в предложенные варианты ответов.

· Правильный ответ должен подтверждаться текстом. Выбрав вариант ответа, вернитесь к тексту. Именно в тексте содержится информация (какие-то детали, слова или предложения, оценки, суждения), которые доказывают правильность Вашего выбора.