20.01.2016

Аналогии

В связи с тем, что словесно-логическая часть теста включает разделы, которые являются относительно новыми, мы расскажем вам о них и приведем примеры заданий. Речь пойдет о таких разделах как Аналогии и Дополнение предложений. Сведения о других разделах теста вы можете найти в уже упомянутой таблице. Более подробная информация о тесте, примеры тестовых заданий и их решение опубликованы в пособии "Готовимся к Общереспубликанскому тесту".

Специальные, целенаправленные упражнения в решении аналогий в школе не практикуются. Попробуем показать, что, несмотря на это, проведение аналогий ежеминутно употребляется человеком для познания мира и других целей и не только на школьных уроках, хотя и там они находят самое разное применение. Аналогии необходимы человеческому мышлению. Они используются для облегчения понимания. Каждый раз, оказавшись в новой для себя ситуации, мы пытаемся ее осмыслить, соотнося с уже известными. Когда мы мыслим аналогиями, мы переносим глубинную структуру известного нам класса объектов на неизвестный объект. Этот процесс называют структурным отображением. Структурное отображение - это создание в памяти сетевых структур, репрезентирующих понятия, при которых внутренние структурные связи и внешние признаки (физические характеристики), служащие основой для создания условных связей, являются общими для каждого понятия. Например, когда нам говорят, что атом подобен миниатюрной солнечной системе, подразумевается, что между компонентами атома и солнечной системы существуют общие связи - меньшие тела вращаются вокруг большого тела по некоторым фиксированным траекториям. Внешняя несхожесть в размерах, температуре и других физических характеристиках не принимается во внимание. Все аналогии предполагают, что некие два понятия в чем-то схожи.

Аналогии необходимы для решения задач. Едва ли возможно представить себе абсолютно новую задачу, не похожую и не связанную с другими, но если бы такая задача могла существовать, она была бы неразрешимой. Для решения новой задачи мы всегда используем алгоритм уже известной, схожей задачи. Причем задачи могут быть из очень разных областей знания. Чтобы воспользоваться решением по аналогии, необходимо увидеть, что ключевые особенности двух задач схожи при несхожести других условий. Д.Халперн в качестве примера приводит задачу, которая стояла перед стоматологом, которому предстояло склеить две поверхности во влажной среде, во рту. Все знают, что хорошо склеиваются только абсолютно сухие поверхности. Для решения этой очень трудной задачи был использован опыт ракообразных животных, которые очень прочно прикрепляются под водой к любым поверхностям, "разгоняя" воду. Изучив опыт этих животных, ученые заметили, что обе задачи имеют общие черты, и перенесли решение в совершенно иную область.

Аналогии удобны для облегчения восприятия и запоминания. Например, чтобы произнести или запомнить шестизначное число, удобно разделить его на три двухзначных по аналогии с номерами телефонов (630792 63-07-92).

Аналогии используются для убеждения. Прибегая к аналогиям для убеждения, мы используем принцип: если X подобно Y, то все, что верно для X, верно и для Y. Примером использования аналогий для аргументации может служить существование в речи метафор, устойчивых фразеологических оборотов, создание и использование пословиц, притч, басен и т.п.

В связи с вышесказанным становится понятным, почему именно задания на установление аналогий были избраны нами в качестве одного из критериев прогнозирования успешности тестируемого в его дальнейшем обучении.

Каждая аналогия в тесте состоит из пяти пар слов. Первая пара выделена жирным шрифтом, она называется "эталонной парой". Эталонная пара задает образец определенного типа связи между двумя словами по одному или нескольким признакам. Под эталонной парой в столбик предлагаются ответы, один из которых является наиболее точным отражением связи, установленной в эталонной паре.

Например:
музыка : композитор
(А) стихи : поэт
(Б) аэродром : летчик
(В) горючее : конструктор
(Г) доктор : больной

Данная аналогия построена на анализе взаимоотношений между понятиями. Правильный ответ (А), т. к. эта пара слов содержит тот же тип соотношения понятий, что и эталонная: музыку сочиняет композитор, так же, как стихи сочиняет поэт. Но не все аналогии решаются сходным образом и имеют одинаковую сложность. В более сложных случаях связь устанавливается по нескольким основаниям:

крошка : хлеб
(А) час : минута
(Б) щепка : дерево
(В) крупинка : сахар
(Г) вода : ведро

В этой аналогии по первому основанию "часть : целое" ответы (Б) и (В) выглядят правильными. Однако двух правильных ответов быть не может. Здесь присутствует еще одна, более глубинная связь - "продукт питания человека", по которой правильным является только один ответ (В).

Дополнение предложений
Здесь для нас важно умение человека понимать сказанное или написанное на уровне законченной мысли, внимательно прослеживая логику различных частей предложения. Здесь недостаточно понимать значения всех слов в предложении, важно понять, как в смысловом плане эти части предложения соотносятся между собой. Какая посылка приводит к тому или иному следствию, какой вывод следует из представленных положений и др.

Приведем один пример:

______верить в эту идею,______до сегодняшнего дня никому не удалось______.

(А) Можно / так как / сформулировать её
(Б) Невозможно / потому что / противопоставить ей другую
(В) Сложно/ ведь / найти ей подтверждение
(Г) Принято / хотя / отменить её

В этом задании только одно предложение, но оно содержит три пропуска. В основе этого задания - установление причинно-следственных отношений между частями высказывания. Три из четырех предложенных ответов при последовательной подстановке слов приводят к логической ошибке: нельзя верить в то, что еще не сформулировано; для того, чтобы верить в какую-либо идею, не обязательно противопоставлять ей другую, в последнем ответе (Г) правильной логической связи мешает слово "хотя" в сочетании с концовкой предложения. Наиболее подходящим является ответ (В).

Для того чтобы подготовиться к Общереспубликанскому тестированию в офисе ЦООМО можно приобрести пособие "Готовимся к Общереспубликанскому тесту". Пособие содержит информацию о содержании теста и примеры заданий.