19.05.2020

ЦООМО публикует информацию о введенном в 2020-году предметном тесте по русскому языку и литературе

Русский язык и литература

Настоящий тест оценивает степень овладения ключевыми компетентностями и предметными компетентностями по русскому языку и русской литературе и адресован абитуриентам, поступающим в вузы Кыргызской Республики на филологическую специальность, где данные предметы являются профилирующими. Тест включает в себя 40 заданий. Продолжительность теста 60 минут.

Тест содержит два раздела:

            •           русский язык;

            •           русская литература.

Русский язык

Тест по русскому языку состоит из 20 заданий.

Абитуриентам необходимо продемонстрировать:

а) понимание основных  закономерностей русского языка;

б) владение навыками анализа, синтеза и оценки языковых явлений на уровне слова – предложения - текста.

Вопросы составлены в соответствии с основными разделами науки о языке, которые изучаются в школе:

            •           фонетика;

            •           словообразование;

            •           лексика;

            •           морфология;

            •           синтаксис;

            •           орфография;

            •           пунктуация;

            •           стилистика.

Условно тест по русскому языку можно разделить на 2 части. Первая часть включает 15 самостоятельных заданий; вторая часть – 5 заданий по заданному тексту.

В отличие от раздела «Практическая грамматика» основного теста ОРТ (см. «Словесно-логический тест»), данный тест содержит и задания по практической грамматике, и задания на понимание абитуриентом системы языка.

Тест выстроен по принципу «от простого к сложному». Это значит, что сначала идут задания менее сложные, затем –  более сложные. По каждому разделу – одно задание менее сложное, другой – более сложное, одно проверяет навык практический, другое – теоретический. К примеру, раздел «Синтаксис» может включать 2 задания: одно задание проверяет умение устанавливать логическую связь между словами (иду из школы или иду со школы), а другое – умение дать верную характеристику предложению (сложносочинённое или простое, осложнённое однородными членами).

Задания к тексту проверяют умения отмечать взаимосвязи между элементами текста, анализировать информацию и делать выводы относительно типа, стиля текста, контекстуальной уместности слов.

 

Пример 1.  Какое объяснение постановки запятой верное для данного предложения?

В нынешнее время всё ещё существуют языки, в которых используется особая пунктуационная система.

А) Запятая разделяет части сложноподчинённого предложения.

Б) Запятая разделяет части сложносочинённого предложения.

В) Запятая выделяет обособленное определение в простом осложнённом предложении.

Г) Запятая выделяет уточняющий оборот в простом осложнённом предложении.

Правильный ответ: А.

 

Пример 2. Какой частью речи является выделенное в предложении слово?

После долгих споров мы решили следующее: дождаться рассвета и потом уже продолжать поиски.

 

А) Имя существительное

Б) Имя прилагательное

В) Причастие

Г) Наречие

Правильный ответ: А.

 

Пример 3. В каком варианте во всех словах произношение согласных совпадает с их написанием?

А) Считать, родство, счастье

Б) Сверхсрочный, искра, скотч

В) Читатель, безыдейный, сверстник

Г)Исказить, бездушный, воздушный

Правильный ответ: Г.

 

Пример 4. На место какой цифры в данном фрагменте текста следует вставить предложение «В Италии же преимущественно едят пасту в качестве отдельного блюда и уверены в её абсолютной пользе»?

(1) В России и других странах СНГ макароны считаются обыденной пищей, нисколько не изысканной и вредной для фигуры. (2) Казалось бы, макароны и паста имеют аналогичный состав, поэтому иногда эти понятия не разделяют. (3) Давайте разберёмся, есть ли разница между пастой и макаронами. (4)

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

Правильный ответ: Б.

 

При подготовке к тесту абитуриентам следует руководствоваться рекомендациями школьной программы, школьным орфографическим словарём, толковым словарём русского языка С.И. Ожегова. В случае  возникновения спорных вопросов, трактующихся в разных учебниках по-разному, следует обратиться к справочнику по русскому языку     Д.Э. Розенталя или на справочно-информационный портал «Грамота.ру», раздел «Учебник грамоты»: http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/.

  

Русская литература

Тест по русской литературе также  состоит из 20 заданий. Тест составлен с учётом школьной программы и на основе знаний текстов произведений художественной литературы, сведений об основных периодах русской литературы, биографических сведений о жизни и творчестве виднейших писателей, основных теоретико-литературных понятий.

Абитуриентам необходимо продемонстрировать:

            •           умения определять закономерности историко-литературного процесса и соотносить литературное произведение с основными фактами жизни и творчества писателей 19-20 вв;

            •           знание историко-культурного контекста и понимание эстетического, нравственно-философского и общественного значения литературного произведения;

            •           навыки анализа сюжета и проблематики изучаемых эпических, лирических, драматических произведений,  особенностей и средств создания образов-персонажей;

            •           знание  базовых теоретико-литературных понятий и особенностей художественной речи;

            •           умения определять жанровую специфику литературного произведения;

            •           умения выделять основные черты художественного мира писателя, авторскую позицию. 

            Тест включает 20 заданий и состоит из двух частей.

Первая часть включает самостоятельные задания по теории литературы, литературным образам, истории литературы, по авторской позиции и оценке авторского мира. Во второй части теста абитуриентам предлагается текст (примерный объём 350-400 слов) и задания к нему: по образной системе, по авторской позиции, по выявлению подтекста, жанровых особенностей и особенностей художественной речи и композиции, характеристике персонажей, по пониманию роли изобразительно-выразительных средств в произведении. 

 

Пример 1. Какой стихотворный размер использует Н. А. Некрасов в следующих строках стихотворения?

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц…

 

А) Ямб

Б) Хорей

В) Амфибрахий

Г) Дактиль

Правильный ответ: В.

 

Пример 2. Какой из приведённых ниже терминов характеризует литературное произведение как целое?

А) Эпитет

Б) Эпизод

В) Эпилог

Г) Эпиграмма

Правильный ответ: Г.

 

При подготовке к тесту абитуриентам следует руководствоваться рекомендациями школьной программы.

Содержание программы 

            •           Литературный герой и средства его создания (портрет, речь, художественная деталь, интерьер, пейзаж).

            •           Персонаж. Понятие прототипа. Литературный тип. Лирический герой. Роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры.

            •           Содержание и форма произведения. Сюжет, фабула, конфликт. Композиция произведения. Тема, проблема, идея.

            •           Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Сравнение, эпитет, олицетворение, метонимия, метафора, аллегория, символ, гипербола, антитеза.

            •           Аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, градация.

            •           Народность, гуманизм и психологизм литературы.

            •           Традиции и новаторство в литературе.

            •           Особенности стихотворной речи. Поэтическая интонация.

            •           Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

            •           Виды комического в литературе (юмор, ирония, сатира, сарказм).

            •           Приёмы (средства) создания комического (эзопов язык, гипербола, гротеск).

            •           История литературы. Историко-литературный процесс. Основные литературные направления и течения. Жизнь, творчество, личность писателей и поэтов XIX и XX веков: вклад в историю русской литературы и культуры.

 

Авторы и произведения XIX и XX вв.

А.С. Грибоедов. Комедия в стихах «Горе от ума».

А.С. Пушкин. Лирика. «Повести Белкина». Роман «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Роман «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Поэма «Мёртвые души».

А.Н. Островский. Пьесы «Гроза», «Бесприданница»

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов. Лирика.

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города».

В.Г. Белинский, И.А. Гончаров, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов. Литературная критика.

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы. Роман-эпопея «Война и мир».

А.П. Чехов. Рассказы. Трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви) 

 Пьеса «Вишнёвый сад».

М. Горький. Рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Мальва», «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Очерки «Несвоевременные мысли».

И.А. Бунин. Лирика. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи», очерки «Окаянные дни».

А.И. Куприн. Повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

Серебряный век русской поэзии.

А.А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский. Лирика. Поэма «Во весь голос».

С.А. Есенин. Лирика.

М.И. Цветаева. Лирика.

А.А. Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием».

Б.Л. Пастернак. Лирика.

М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Роман «Мастер и Маргарита».

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон», повесть «Судьба человека».

А.Т. Твардовский. Лирика.  Поэма «Василий Тёркин»

А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор».

В. Шаламов.  «Колымские рассказы»

Поэзия 1960-х –1990-х гг. Н. Рубцов, А. Тарковский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Д. Самойлов, И. Бродский и др.

Ю. Бондарев. Роман «Горячий снег».

В. Быков. Повести «Сотников», «Обелиск»

В. М. Шукшин. Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам» и др.

В.П. Астафьев. Повествование в рассказах «Царь-рыба»

Ч. Айтматов. Романы «И дольше века длится день», «Плаха», повесть «Белое облако Чингисхана».